Икона святителя Николая «Пещерная»

Предание об обретении иконы святителя Николая Чудотворца «Пещерная»

У крестьянина Ильи из деревни Кольцовой (так звучало тогда название нынешнего села Кольцово, а события эти происходили в первой половине XVII века) пропала лошадь, и он пошел ее искать.

В жаркий летний день он долго бродил по окрестностям, устал и присел у лесного ручья напиться воды и умыться. Неожиданно из чащи вышел старец, которому Илья простодушно поведал о своей беде. Незнакомец сказал ему: «Ступай домой, добрый человек, нашлась твоя лошадка, но в благодарность за это закажи иконописцам образ святого Николая».

Вернувшись домой, Илья действительно обнаружил лошадь у себя во дворе. Он был набожным человеком, поэтому поспешил к божнице, чтобы молитвенно поблагодарить Бога за оказанную милость. Взгляд богомольца упал на образ Николая Чудотворца, чей лик напомнил ему лесного незнакомца.

Илья понял, что разговаривал в лесу с самим Николой Угодником и был этим глубоко взволнован. Он решил, что как только управится с хозяйством, то сразу же поедет в имение Строгановых, что на реке Чусовой и закажет монахам писать икону Николая Чудотворца. В Успенском мужском монастыре близ поселка Чусовские Городки в те годы подвизались самые искусные иконописцы.

Закончив страду, Илья на своей лошадке отправился в Чусовские Городки. Но по непонятной причине лошадь в дороге пала. Большую часть пути Илья прошел пешком – не менее семидесяти верст по таежным тропам и нехоженым лесам. Так, из благодарности святителю Николаю крестьянин деревни Кольцовой совершил одиночный крестный ход.

​Когда икона была написана, Илья привез ее в родную деревню, но изба его была до того мала, что там не нашлось достойного места для святого образа, поэтому его поместили на гумне[i]. Новая икона пришлась Илье по душе, и он благоговейно молился перед ней, особенно ночами. И хотя он совершал свои молитвы прикровенно, односельчане заметили, что по ночам над его гумном струится тонкий, как пламя свечи, свет. Начали и соседи ходить к нему. От внимания людей не ускользнуло, что по молитвам перед иконой «батюшки Николая» их проблемы чудесным образом разрешаются, больные исцеляются, распри и раздоры прекращаются.

Об этом известили духовенство Никольской церкви села Верхние Муллы, так как  жители деревни Кольцовой в те годы являлись ее прихожанами. (Своей церкви в Кольцовой тогда еще не было). Духовенство отслужило перед иконой молебен и с честью перенесли ее в храм, справедливо решив, что самое подобающее место для такой иконы именно в храме, где ей будет поклоняться народ. Илья, конечно, сильно скорбел о такой утрате.

Далее предание повествует, что вскоре икона таинственным образом вновь оказалась у Ильи на гумне. Так происходило несколько раз – икону возвращали в храм, а она вновь оказывалась в Кольцовой.

Но однажды икона исчезла надолго. Местопребывание святыни было сокрыто на пятьдесят лет. Но образ Николая Угодника вновь был обретен в том же кольцовском лесу.

Произошло это так. В районе нынешней Перми жила одна женщина, страдавшая болезнью ног. Ее недуг доктора считали неизлечимым. Однажды в сонном видении ей явился сам святой Николай и не только указал место пребывания своего образа, но повелел женщине самой отыскать его, а затем передать в храм. За это Святитель пообещал ей исцеление от болезни. Женщина поверила сновидению и, почувствовав в себе силы, добралась до деревни Кольцовой, где и нашла икону в указанном месте: в узкой лесной пещерке внутри небольшой горы, находящейся в полуверсте от села. С этого дня у Кольцовской иконы появилось еще одно имя – «Пещерная».

Место ее обретения люди назвали Святой Горкой, а день обретения – 11/24 июля – стал местночтимым праздником. Женщина действительно выздоровела.

Точной даты, когда произошло это событие, неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что не позже 1710 года, поскольку есть документальные свидетельства о существовании рукописной книги, купленной «в 1710 году в Кольцовской деревне в часовне Рождества Пресвятой Богородицы и свт. Христова Николая «Пещерского Чудотворца»».

В память об этих событиях на склоне Святой Горки была построена деревянная часовня. Ее возвели прямо над памятной пещеркой, которую было решено сохранить как духовную реликвию. Часовня получила свое имя по названию другой здешней святыни – иконы Рождества Божией Матери.

Обретенную икону святителя Николая вновь поместили в Никольском храме села Верхние Муллы. Лишь 11/24 июля – в день ее явления –  ежегодно святой образ приносили в деревню Кольцовую. На этот праздник богомольцев стекалось сюда особенно много, и здесь же перед иконой служились молебны.

Как только у кольцовских крестьян в 1861 году появилась своя церковь, они обратились к архиерею с просьбой: «хотим вернуть домой свою чудотворную икону». Владыка пошел им навстречу.

Но ежегодно к 9 мая – дню памяти Николы Вешнего – образ переносился крестным ходом в Верхнемуллинскую церковь и оставался там до 10 июля (ст.ст.) – кануна праздника в честь Кольцовского образа святителя Николая.

По настоятельной просьбе жителей сел: Юговской завод, Лобаново, Бахаревка, Янычи, Кояново – крестный ход с «Кольцовским Николаем» стал охватывать все эти населенные пункты, превратившись в многодневное и многолюдное шествие. На ночь икону оставляли в каком-нибудь крестьянском доме, где молитвенное бдение могло длиться до утра. Образ выносили и на поля, чтобы Святитель невидимо благословил урожай. По пути в Пермь, проходя через деревню Данилиху, святой образ, по просьбе игумении Успенского женского монастыря, заносили в обитель, где поклонение святыне продолжалось несколько часов.

Праздник в честь местночтимой иконы святителя Николая любили и прихожане, и духовенство. Правящие архиереи тоже приезжали помолиться вместе с паствой перед дивным образом.

Весть о Кольцовской «чудотворной» иконе разошлась далеко за пределы Пермского уезда. Помолиться перед ней стали приезжать паломники из соседних губерний. По мере того как разрасталась слава о «Кольцовском Угоднике», увеличивались масштаб, значение и влияние праздника на духовную жизнь Пермской епархии.

Почитание Кольцовской чудотворной иконы продолжалось и после 1917 года, правда, под неусыпным контролем уполномоченных по делам религии. Так, известно, что в 1926 году образ приносили для поклонения верующих в пермские соборы и храмы: в кафедральный Свято-Троицкий, Петро-Павловский, Всехсвятский, Воскресенский, Рождество-Богородицкий, Вознесенской, Иоанно-Златоустовский, Никольский и Рождество-Богородицкий (в Мотовилихе). Святыню носили и по до­мам верующих.

Церковь в Кольцово закрыли в мае 1941 года. Прихожане успели спрятать несколько храмовых икон в своих домах. Церковную утварь из драгоценных и цветных металлов власти изъяли. Большую часть икон, в том числе и чудотворный образ святителя Николая, побросали в кузов грузовика и увезли в неизвестном направлении.

Когда в 1945 году пришел указ из Москвы об открытии храма, чудотворная икона святителя Николая считалась утраченной. Но верующие молились о ее обретении. И чудо совершилось. Ключи от церкви с апреля 1941 года хранились у председателя сельсовета Селиванова. Получив приказ об открытии храма, он вместе с церковным старостой Григорием Гавриловичем Кольцовым пошел осматривать церковь. Неожиданно мужчины обнаружили икону под лестницей, ведущей на колокольню. Селиванов от удивления даже воскликнул: «Ты как здесь оказался, Никола? Ведь я собственноручно закинул тебя в кузов в 41-м году!»

В наши дни мы стали свидетелями еще одного чуда. Известно, что в последние десятилетия лик святителя Николая был сильно потемневшим и почти неразличимым. Возможно, это произошло из-за пожара, случившегося в Кольцовской церкви в 1872 году. Тогда вся деревянная церковь полностью сгорела, уцелела лишь чудотворная икона.

Документы свидетельствуют, что уже при архиепископе Пермском и Кунгурском Андронике, 100 лет назад, лик был утрачен, шла речь о реставрации образа. В Пермских Епархиальных Ведомостях за 1917 год в описании посещения Кольцова Преосвященным Андроником есть такие слова:

«…Торжество окончилось. В церковной ограде приглашенный из Перми фотограф снял группу участвовавших в торжестве лиц во главе с Преосвященным Андроником, затем была снята на фотографии св. икона Николая Чудотворца в ризе и без ризы, что понадобилось по случаю уже разрешенной по ходатайству Преосвященного Андроника, согласно желанию прихожан, выраженному в особом приговоре, реставрации св. иконы. В недалеком будущем (сентябре месяце) икона сия, при сопровождении о. настоятеля храма и уполномоченного от общества, имеет быть отправлена в Москву для совершении ея реставрации».

В то время реставрация не была произведена из-за трагических событий, последовавших осенью 1917 года.

Ровно через 100 лет желание пермского священномученика осуществилось. В 2015 году было получено благословение митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия на проведение реставрационных работ.

Древний образ осмотрели специалисты из иконописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры, прогнозы были самыми неутешительными. Было решено хотя бы почистить и подклеить холст и доску, на которой был когда-то написан чудотворный образ – доска была сильно повреждена, изранена многочисленными гвоздями и следами подтеков.

В течении многих месяцев  древний подлинник скрупулезно расчищался от гари и поздних наслоений. Сестры Успенского Пермского монастыря в это время сугубо молились святителю Николаю, читали акафисты. И произошло невероятное. Когда расчищали икону, вдруг стал проявляться глаз, а потом и весь лик святого. Видимо, икону дважды записывали, потому что было снято два красочных слоя. Сейчас можно с уверенностью сказать, что перед нами тот самый, первоначальный, удивительный по глубине лик великого Чудотворца Николая, каким он был написан около 400 лет назад.

Нередко люди приходят в Успенскую обитель, чтобы рассказать о случаях незримой помощи святителя Николая, приходят благодарить его супруги, у которых раньше не было детей, а теперь по молитвам перед святым образом они стали родителями. Святой помогает найти пропавших без вести, купить жилище, управиться с долгами, найти потерянные вещи. О чем только не просят угодника Божия, и всем он являет свою помощь!

Летним вечером в июле 2015 года в Кольцовскую церковь постучались две женщины. Старшая из них оказалась жительницей соседней деревни Мостовой. Она пришла вместе со своей племянницей – летчиком-космонавтом Еленой Серовой.

Елена Олеговна сказала, что пришла помолиться перед чудотворной иконой и поблагодарить святителя Николая за жизненно важную помощь. Оказывается, перед полетом в космос тетушка благословила ее небольшим картонным образком – копией кольцовской иконы святителя Николая, которую она, тетя, приобрела в Кольцове 24 июля 2014 года во время престольного праздника. Елена Серова взяла эту иконку с собой в космос. В полете возникли серьезные проблемы: после отделения корабля от третей ступени ракеты-носителя одна из двух солнечных батарей «Союза» не раскрылась. Елене как бортинженеру причину сбоя системы обнаружить не удалось. Оставалось уповать на помощь свыше.

«Мы все взмолились святителю Николаю, образ которого был со мной на борту, – рассказывала Елена Олеговна, – и через определенное время, батарея раскрылась. Далее все шло благополучно».

Елена Серова была в космосе 167 суток, а за сутки корабль облетал вокруг земли четырнадцать раз.

Она подарила сей «космический» образ Успенскому монастырю. На нем и печать есть, удостоверяющая пребывание образа на борту космической станции, а к обратной стороне прикреплена маленькая частица обшивки космического корабля.


[i] Гумно – деревянное сооружение для временного хранения урожая.