Согласно летописи история появления иконы святителя Николая в городе Соликамске берет начало в ХVI веке. В то время Соликамск неоднократно страдал от набегов остяков, вогуличей и татар.
В 1551 году ногайские татары напали на город и окрестные села Соликамска. Жители города хотя и защищались собственными силами, но часто терпели поражения и разорение, а потому, когда в 1552 году узнали, что царь Иоанн IV Грозный находится с войском под Казанью, послали к нему просить войска для защиты страны от набегов и опустошения.
Вместо войск Государь послал им образ святителя Николая архиепископа Мир Ликийских с грамотою такого содержания:
«Поелику царь стоит со своим войском под Казанью, то и не может уделить из онаго для защиты Соликамска, но посылает им образ святителя Николая, который защитит их от вражеского нашествия».
Соликамск устоял, и с тех пор икона считается основной святыней города и его окрестностей, охраняющей от нападений и разорения.
Документально икона Николая Чудотворца впервые упоминается в 1624 году в Соликамских писцовых книгах М.Ф. Кайсарова, как аналойная и особо почитаемая: «Образ на налое Николы Чудотворца в киоте, обложен серебром чеканным, венец и цата золочены, в венце ж яхонт лазорев невелик, да два лала, да в цате бирюза, да две винисы, да прикладу два золотых обнизано в две нитки жемчугом средним, на притворах писаны господские праздники, обложены серебром басменным; … пред образом свеча неугасимая в медной лампаде».
Пермский протоиерей Александр Луканин в своей книге «Церковно-историческое и археологическое описание города Соликамска», изданной в 1882 году, так описывал эту соликамскую реликвию:
«Самый примечательный по древности и в отношении историческом есть аналойный складной образ святителя Николая, находящийся в Соликамском соборе.
Неугасимая свеча перед образом показывает, что образ этот был в особенном почтении. Он невелик, четверти в полторы… Киот украшен богато, снаружи обложен был неразрезным бархатом. …Живопись на иконе и на створках, по отзыву знатоков, искусная чистая, отчетливая и весьма древняя».
В «Историческом путеводителе по Соликамску» историк и краевед священник Иаков Шестаков (прославлен в 2000-м году в лике Новомучеников Церкви Русской) писал, что Соликамский епископ Феофан в 1917 году еженедельно читал акафист святителю Николаю перед этим образом.
Есть также основания предполагать, что перед этой иконой молился еще один дивный подвижник Прикамья – преподобный Трифон Вятский.
До 1929 года икона находилась в главном храме Соликамска, Свято-Троицком соборе. После его закрытия, наряду со многими «предметами религиозного культа», поступила в местный краеведческий музей, разместившийся в том же соборе. В 1965 году образ Святителя Николая вывезли в Москву, в музей Андрея Рублева, где, по официальным источникам, она проходила реставрацию.
В Соликамске об иконе Николая Чудотворца надолго забыли. Она упоминалась в исторической литературе и путеводителях, но почему-то считалась утраченной. И это несмотря на то, что в музее сохранялась документация о передаче иконы на реставрацию и велась переписка о ее возвращении.
На рубеже XX и XXI веков, когда в России началось возрождение Православия, в Соликамске вновь заговорили об иконе, как о святыне города. Музей возобновил деятельность по возвращению иконы. Подключились депутаты Законодательного собрания и Государственной думы. На их уровне вопрос был решен.
28 июня 2005 года, к 575-летнему юбилею города икона вновь вернулась в Прикамье. Отреставрированный образ святителя Николая сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства был передан делегации Соликамска.
Ныне икона Николая Чудотворца выставлена в специальном саркофаге в экспозиции Богоявленской церкви, где расположен отдел древнерусского искусства Соликамского краеведческого музея. Святыня почитается не только жителями города, к ней едут паломники со всей епархии и из-за ее пределов.