«Праздником Входа Господня в Иерусалим завершается период Великого поста, к которому, казалось бы, мы только недавно себя готовили. В нашей душе было много переживаний по поводу того, как мы проведем время святой Чтыредесятницы. А сегодня мы говорим о том, что время поста прошло. Кто-то из нас успел воспользоваться этим периодом для работы над своей душой, а кто-то не успел. А это значит, что такая возможность у него появится только через год, когда Святая Церковь вновь воспоет песнь покаяния, располагая наши души к чистосердечному исповеданию грехов.
Итак, сегодня мы празднуем Вход Господень в Иерусалим. Сюжет этого события многим из нас хорошо известен: Господь, сидя на молодом осле, шествует в Иерусалим. А встречающий Его народ постилает на пути пальмовые ветви. Священное Писание сообщает нам, что это шествие привело в трепет весь Иерусалим. Все жители города спешили приветствовать Того, Кто воскресил четверодневного Лазаря. А книжники и фарисеи, увидев такое устремление народа к Иисусу Христу и воскрешенному Им Лазарю, замышляли убить как Спасителя, так и Его друга Лазаря, чтобы полностью упразднить память об Иисусе Христе в народе.
Народ встречала Спасителя торжественным возгласом: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», стелил свои одежды под ноги Его. Но вот, пройдёт несколько дней, и те же люди на суде у Понтия Пилата будут кричать: «Распни Его»! Ибо Иисус Христос не соответствовал критериям жителей Иерусалима, которые ждали царя земного – въезжающего на коне, с мечом в руке – который освободил бы народ израильский от земного ига Римской империи. Даже книжники и фарисеи, которые обладали великой мудростью, знанием Священного Писания и знали пророчества относительно Мессии, не смогли узнать Его. В них не вмещалось слово Христа о Царствие Небесном, и миссия Господа была для них непонятна. Фарисеи понимали пророчество о Миссии исключительно в земных категориях. Они тоже ожидали, что Бог пошлет им нового царя, который прогонит римлян, восстановит царство, и приведет народ израильский к величию и процветанию. Их не беспокоило внутреннее состояние ни их самих, ни еврейского общества в целом. И Спаситель, ведая это, скорбел, ибо Он воплотился для того, чтобы освободить душу человеческую от греха, проклятия и смерти и открыть всему миру двери к вечному спасению.
Сегодня мы, подобно нашим далёким предшественникам, пришли в храм с цветами и вербовыми ветвями чтобы прославить Господа и воспеть: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!». Сегодня мы находимся в преддверии Страстной седмицы, во время которой будем вспоминать последовавший после Входа Господня в Иерусалим Его крестный путь на Голгофу. С каким чувством мы, славящие сегодня Господа, будет переживать этот период?
Возможно, настанут и в нашей жизни дни, когда нам придется делать выбор: остаться с Богом или поддаться на лукавые изобретения мира сего, посредством которых совершаются попытки духовно поработить, как отдельного человека, так и целые народы?
Все мы оказались сегодня равными перед новым вызовом. Та страшная инфекция, которая сковала ныне жизнедеятельность многих людей и государств, не выбирает, кого поразить – богатых или бедных, власть имущих или простых граждан. Эта болезнь поражает, подобно тому, как были поражены все первенцы во время египетских казней. Тогда болезнь не отступала до тех пор, пока не содрогнулась сердце фараона, и он не отпустил Израильский народ. Господь и сегодня посылает нам грозные напоминания, чтобы мы вспомнили о Том, Кому мы должны воспевать: «Осанна в вышних!».
Так кем же мы предстанем пред Господом? Людьми, которые прославляли Бога, а затем кричали: «Распни Его»? Или теми, чья душа будет способна вскоре встретить Воскресшего Христа, Победителя смерти, Открывающего для нас двери вечной жизни?
Сегодня мы впервые в истории Церкви, призываем людей не посещать храмы, оставаться дома, меньше общаться друг с другом и применять средства индивидуальной защиты. Ибо это поветрие распространяется на все человеческое общество, и никакие земные привилегии не спасают людей перед лицом болезни. Потому что гнев Божий велик, и он будет преследовать нас до тех пор, пока, не содрогнется наша душа, пока мы не начнем понимать, что есть Истина и не обратимся к Ней.
Об этом нам необходимо сегодня рассуждать, потому что грядут дни Страстной седмицы, во время которых мы будем вспоминать последние дни земной жизни Иисуса Христа и сопоставлять их с событиями сегодняшних дней нашей страны и всего мира. Нам необходимо сделать соответствующий вывод, и, обратившись ко Богу, сказать: «Господи, мы действительно согрешили пред Тобой. Помилуй нас, грешных и недостойных. Мы воспеваем Тебе: «Осанна!», не как Пришедшему с мечом для установления земного благополучия, но как Царю Неба и земли, посетившему нас скорбью и бедствиями, чтобы укрепить нашу веру и преданность Твоей воле». Аминь».
Митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий