«Встречайте» (Рождественский сочельник)

«Христос рождается, славите, Христос с небес — срящите».

Еще немного времени, дорогие мои, и Святая Церковь начнет свое светлое торжество в честь родившегося от Девы Спасителя и Искупителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Перед нашим духовным взором вновь откроется Вифлеемский вертеп, в котором совершилась «великая благочестия тайна» — явление Бога во плоти.

И Святая Церковь заблаговременно приготовляет нас к этому светоносному торжеству.

Она зовет нас славить родившегося Господа, встречать Его.

Почему Святая Церковь говорит «рождается», а не «родился» или «родится»? Почему она зовет «встречать» Грядущего с небес?

Ведь Христос уже родился. Тайна воплощения Сына Божия уже совершилась и принесла свои долгожданные плоды. Ведь мы уже соединены со Христом святой верой и Таинствами.

Да, Христос уже жил на земле, и мы будем прославлять Его явление в мир. Мы уже привились навсегда к животворящей лозе — Господу Иисусу Христу через святое Таинство Крещения. Нам следовало бы не искать Его, а носить в своем сердце.

Но всегда ли бывает с нами так, как должно быть? Не всегда!

Мы не умеем хранить это счастье единения нашего со Христом.

Как пчела летит от дыма, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — так и Христос не может обитать в грязном сердце, какое мы часто днями, месяцами, годами носим в себе, забывая о раскаянии во грехах и даже не желая замечать их в себе.

Святая Церковь и напоминает нам, что Христос вновь должен рождаться в нашем сердце, когда оно лишается Его из-за своих скверн.

Во всех ли душах Он родится? Родиться Предвечный Младенец может только в таком человеке, который отдает Богу Свое сердце.

Еще через ветхозаветного мудреца говорил Господь: «Сын мой! Отдай сердце твое мне». И в Новом Завете сказано Иисусом Христом: «И отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23).

Для того, чтобы Христос вновь и вновь рождался и обитал в нашей душе, чтобы помочь нам обновлять сколько можно чаще живой и животворный союз наш с Господом, Церковь установила времена, в которые и ум и сердце наши, отрываясь от вихря суеты житейской, возносились бы к Нему, нашему Спасителю и Господу, и душа наша, погружаясь в тайны спасения, совершенного Им, очищалась бы покаянием и украшалась, как невеста, чистыми мыслями и добрыми делами, соделывалась достойной небесного Жениха душ наших.

Богу можно «дать» только чистое сердце.

Готовьтесь же к таинственному посещению Господа, чтобы в святой день Своего Рождества, явления Своего во плоти, Он явился вашей душе, вселился в вас!

Когда в городе или доме ожидают высокого гостя, то прежде всего чистят город или дом и украшают его. По примеру Моисея и Илии, сорокадневным постом приготовлявшихся к чудесным богоявлениям на Синае и Хориве, нам Святой Церковью заповедан перед праздником Рождества Христова сорокадневный пост, как средство к очищению нас от порабощения плоти и греху.<…>

Наша вера в Сына Божия, воплотившегося для спасения нашего есть крепкий оплот нашего счастья на земле и в вечной жизни. Она дает нам смысл жизни, указывает вечную цель ее, открывает двери нескончаемой жизни, укрепляет в скорбях и болезнях.

Да будет она крепкой и горячей у всех нас!

Встретим святой день Рождества Бога нашего с горящим светильником веры в сладчайшего Спасителя и любви к Нему.

Как радостно верующему сердцу слышать и повторять святые слова «Христос рождается, славите!»

Да будет радость наша о Господе совершенной! Да уйдет она с каждым из нас в вечность!

Митрополит Николай (Ярушевич)

«Журнал Московской Патриархии», № 1, 1959 год