В день памяти святителя Иоанна Златоустого. Проповедь в Оптиной пустыне

Блаженны изгнанные за правду,

 яко тех есть Царство Небесное

Эти слова Нагорной проповеди Спасителя, которые мы слышали в начале литургии, как нельзя лучше характеризуют подвиг вспоминаемого сегодня угодника Божия — святителя Иоанна Златоуста.

«Златоустом» святого Иоанна назвала одна женщина, придя в восторг от его проповеди. С тех пор прошло более чем 1500 лет, но слово этой простой женщины не забылось, но навеки соединилось с именем великого учителя церкви.

Что современному христианину говорит это имя? Какие оно вызывает ассоциации? Вот сейчас мы с вами участвуем в Божественной литургии, порядок или чин которой составлен свт. Иоанном Златоустом и носит его имя. Молитва «Верую, Господи, и исповедую…», которая будет читаться непосредственно перед Причастием, также составлена им. Мы услышим тропарь святителю «Уст твоих, яко же светлость огня, воссиявши благодать …» в самом конце литургии, в молитвах после Причастия. В состав вечерних молитв, которые ежедневно должен прочитывать каждый православный христианин, входит его удивительная молитва «Господи, не лиши мя небесных твоих благ …», состоящая из 24 прошений по числу часов дня и ночи. Даже те кто ленится ходить в церковь каждое воскресенье, как это заповедано нам Богом, и такие, как правило бывают в храме на Пасху, тогда и они слышат в Светлую Пасхальную ночь его вдохновенное «Огласи­тельное слово» — «Аще кто благочестив и боголюбив …». Кроме того, святитель установил за всенощным бдением антифонное пение (т.е. пение на два клироса), написал ряд молитв Таинства Соборования, ввел в церковную практику крестные ходы.

Литературное наследие Златоуста огромно; достаточно сказать, что оно значительно превосходит по объему писания любого из отцов Восточной церкви. Нельзя указать языка, на который не переводились бы его творения. Труды Златоуста очень рано были переведены и на славянский язык и стали любимым чтением на Руси.

Родился будущий святитель в Антиохии (современная Сирия) в 347 году, в богатой семье военачальника. Получив всестороннее образование и христианское воспитание, Иоанн поступает на службу в звании адвоката. Его образованность, красноречие и светлый ум легко могли привести Иоанна к высоким должностям, однако он вскоре решает всецело отдаться служению Одному Богу.

Уже в своем доме он начинает вести суровую подвижническую жизнь. Когда же скончалась его родители, Иоанн роздал все имение и удалился в пустыню к отшельникам. Там он принял монашество, которое называл «истинной философией». Суровым подвигам он расстроил и без того слабое своё здоровье и поневоле возвратился в Антиохию. Здесь епископ Мелетий рукоположил его в сан диакона. В день посвящения прошла болезнь Иоанна. Он принял это, как указание Божие к тому, что нужно отдать себя целиком служению Церкви. Скоро он был посвящен в сан иерея и назначен на должность проповедника. Предание сообщает, что во время рукоположения в храм влетел белый голубь и на глазах у всех сел на главу Иоанна — как символ Святаго Духа и чистоты души ставленника. Смирившись пред божественными судьбами, в своей первой проповеди будущий святитель, однако, не переставал сокрушаться, как это он «низкий и презренный юноша» (хотя ему было тогда 39 лет!), возведен на такую высоту достоинства».

С этого времени начинается славное проповедническое служение Иоанна. За необыкновенное красноречие он получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет несколько раз в неделю, а часто и каждодневно, проповедовал он слово Божие. Свои проповеди святой часто говорил наизусть, чему весьма удивлялись все жители Антиохии, так как до сего времени никто не проповедывал Слово Божие без книги или тетради. Благодаря скорописцам многие из его проповедей дошли до нас. В этот период он составил толкования на большинство книг Священного Писания, также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, которым и по сей день церковь придает высочайший авторитет. Его поучения на праздники, о христианской семье, о молитве домашней и общественной, о значении храма стали классикой христианской литературы. Слушать его собирались толпы, — причём не только христиане, но даже и иудеи и язычники. Сначала они приходили просто из любопытства послушать нового проповедника, но тронутые до глубины души горячим словом Иоанна многие в корне изменяли свою жизнь. Город не представлял себя без Златоуста; во время его проповедей все бросали работу и бежали в переполненный храм. Временами, когда речь Иоанна была особенно хороша, его прерывали рукоплесканиями и шумными проявлениями восторга. Но сам Иоанн не любил этого: «Что мне в похвалах ваших, — говорил он, — тогда мне похвала, когда вы исправите вашу жизнь и обратитесь к Богу!»

Слава о Златоусте распространилась по всему Востоку и вскоре достигла Константинополя. И когда там освободилась кафедра столичного архиепископа, император, духовенство и народ единодушно избрали на это место св. Иоанна. Но как лишить антиохийцев любимого ими пастыря, не возбудив общего ропота и возмущения? Решено было прибегнуть к хитрости. Императорский чиновник пригласил Иоанна в своей колеснице посетить загородные храмы. Ничего не подозревавший Иоанн согласился, и уже потом, в пути, объявили ему императорский указ о назначении его в Константинополь; Иоанну пришлось подчиниться.

Для церкви же Константинопольской началась заря новой жизни. Призывая народ к молитве, Иоанн всячески старался восстановить богослужение во всей его красоте; особое внимание обращал он па пение: «Ничто так не возвышает душу, — писал он, — ничто с такою силою не отрывает её от земли, как священная песнь… Духовная песнь — это источник освящения, слова её очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих». Он призывал всех бывать как можно чаще в церкви, где человек даже помимо его воли изменяется к лучшему. «Выходя из церкви, — говорил он, — человек никого не учит, ничего не проповедует, но спокойствие в чертах его лица, взгляд его и даже самый голос показывают, какую радость вкусил он, какое благо получил он для души своей».

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя, поэтому у святого мужа оказались не только друзья, но и враги. Они донесли императрице, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах позволяет себе делать намёки лично на «Её Величество». Этого было достаточно, чтобы гордая императрица воспылала гневом на Иоанна. Она пожаловалась на него императору, и тот решился поставить на вид Златоусту его слишком смелые речи. Иоанн же ответил: «Я — епископ, и мне поручена забота обо всех. Если царица не знает худа за собой, то ей не на что сердиться. Я обличаю беззаконие и никого по имени не называю». Взбешённая таким ответом императрица приблизила к себе всех, кто был против Иоанна, и благодаря их козням Иоанн был осуждён и по велению императора приговорён к изгнанию из столицы; однако в ту же самую ночь в Константинополе произошло сильное землетрясение, и особенно сильны были подземные удары возле императорского дворца. В испуге императрица говорила: «Мы изгнали праведника, и за это Господь карает нас! Надо возвратить его немедленно, иначе мы все погибнем!»

Возвращение Иоанна было триумфом. Он вошёл в свой кафедральный собор и произнёс умилительную проповедь, начав её словами: «Благословен Бог, удаливший меня! Благословен Он, меня возвративший! Благодарение Богу и за горе, и за радость!»

Так прошло немного времени. Однако, Божиим попущением, справедливость вновь была поругана. Уже через два месяца начались языческие бесчинства, связанные с постановкой статуи императрицы Евдоксии рядом с Софийским собором. Празднество совершалось во время богослужения. Святитель вынужден был сказать проповедь «Против зрелищ», в которой сравнивал императрицу с женой Ирода: «Опять беснуется Иродиада, опять пляшет, опять требует головы Иоанна». Забыв недавнее Божие предостережение, она настояла, чтобы Иоанна отправили в далёкую ссылку, на самую восточную окраину Греческой империи.

Всё как будто намерено было устроено так, чтобы причинить изгнаннику наибольшее страдание. После 70-ти дней изнурительного пути конвой со св. Иоанном достиг деревни Кукуз, в горах современной Армении, где в течение последующих трёх лет св. Иоанн не уставал писать и трудиться на благо Святой Церкви. Тогда был дан указ сослать Иоанна ещё дальше к Чёрному морю. Около города Команы больной святитель окончательно изнемог. Здесь была исполнена последняя просьба Иоанна: на него надели белые крещальные одежды и, приняв Св. Причастие, святитель скончался. Последними его словами были: «Слава Богу за всё!».

Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II, совершилось торжественное перенесение честных мощей святителя обратно в Константинополь. В 1204 году святые мощи Златоуста были похищены крестоносцами и увезены в Рим, где и хранились 800 лет. В 2004 году, Римский папа, Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.

Из жития Иоанна Златоуста мы видим, как много пришлось пострадать ему за правду Божию, но сердце его не озлобилось от страданий, о чем свидетельствуют его последние слова. С юных лет святитель вынес два убеждения: всеми силами всегда стремиться к Богу и никогда не бояться скорбей и трудностей.

Святые отцы учат, что именно в скорбях человек становится человеком. Таков закон духовного возрождения, что переход от греха к любви к Богу, от зла к добру непременно сопровождается страданиями. Апостол Павел пишет: «если внешний наш человек тлеет, то внутренний обновляется …». « Научись при всех трудностях говорить, — Бог знает полезное, — и мало по малу получишь силу терпеть» — учит преп. Варсонофий Великий. Преп. Исаак Сирин в подобных случаях говорил: «Ты не умнее Бога».

Часто и нам с вами случается что потерпеть и пострадать ни в чём не находя помощи; тогда невольно вырываются слова: «за что Бог меня наказывает». Но славянское слово «наказание», переводится как «научение» или «урок». К сожалению, в таком состоянии находится падший человек, что по старинной русской пословице: «Пока гром не грянет, мужик не перекреститься». Трудными обстоятельствами и скорбями Бог отвращает нас от этого мира лжи, останавливает нашу увлеченность внешней деятельностью, помогает нам вернуться к самим себе. Часто такие обстоятельства бывают для нас как смирительная рубашка для безумного. Но у Бога даже скорби — наши помощники. На страдания мы родились, в страданиях учимся и страданиями спасаемся. Так что научимся во всех трудностях и превратностях нашей жизни видеть вразумляющую и врачующую десницу Небесного Отца и вместе со святителем Иоанном Златоустом всегда повторять: «Слава Богу за всё!»

www.optina.ru