«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия»
(1 Кор. 1, 18)
Каждый раз, когда слышите слово «Крест», не понимайте его как безумные сектанты — как баптисты, адвентисты, евангелисты, пятидесятники, назаряне, кающиеся, жнецы, феодоровцы, свидетели Иеговы и всякие прочие сектанты, заполонившие мир; как богохульные языки сектантские, свирепствующие в мире и разоряющие ниву Бога Слова.
Не думайте о Святом Кресте как они, но так понимайте и помните, что слово «Крест» имеет двоякую силу и двоякую тайну. Двояк Крест, двояки и значения Креста.
Не разумейте Святой Крест так, как эти недалекие умом и неумные, не желающие поклониться спасительному Кресту Христову, как говорит о том святой апостол Павел. Пусть они хулят, ибо сатана помрачил их, наложил им печать на лоб прежде всего, то есть там, где находится головной мозг, чтобы они не веровали. Он наложил им печать на правую руку, чтобы они не поднимали ее ко лбу и не могли осенить себя спасительным знамением пречестного и животворящего Креста Христова.
Итак, знайте, что человек двояк, двояк и Святой Крест. Разве ты не видишь в человеке одну ипостась в двух естествах? Одна часть видна, то есть тело, другая не видна, то есть душа, потому что она — невидимой природы. Так станем понимать и Крест.
Один Крест — вещественный, видимый, а другой — таинственный, мистический и невидимый, который мы носим в сердце нашем. В Святом Евангелии мы слышим, что говорится так: и стояли при Кресте «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).
Слышишь? Они стояли возле Его Креста. Посему пойми, что стоять при Кресте Его не значит стоять возле духовного креста, а возле вещественного, деревянного Креста Христова, возле которого стояли Матерь Господа, Мария Клеопова и Мария Магдалина.
Когда вы услышите: «сойди с креста» (Мф. 27, 40), то здесь тоже имеется в виду Крест Христов деревянный, на котором Он был распят. И когда услышите: «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин. 19, 16–17), — будем также понимать Крест вещественный. Его Спаситель нес на спине.<…>
А когда слышишь в Евангелии Христа, говорящего: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя», — то есть любви к себе, которая очень сильно связывает нас всех, — «и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), — то здесь мы понимаем крест духовный, который понес прежде всех Спаситель наш Иисус Христос не на плечах, а в душе.
Когда вы услышите у евангелиста Матфея: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38), — то понимай не крест деревянный, а крест духовный, невидимый.
Итак, имейте в виду, что Христос нес двоякий крест. Один в душе: страдание, терпение, пронзительная боль, позор, оплевание, печаль и скорбь; и всё, что Он нес в душе, составляло крест духовный Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А второй Крест, деревянный, Он нес на плечах Своих и волею распялся на нем для спасения мира.
И святой апостол Павел тоже нес два креста: «а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14). Но он нес и другой крест, как сам говорит: «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. В опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Кор. 11, 27, 26).
Крест — это победа, Крест — это знамя Христово, Крест — это оружие, которым Христос низложил силы ада и смерти.
Двояк человек, и двоякий крест он должен нести, как указывают святой Ефрем Сирин и святой Кирилл Иерусалимский, который говорит: «О христианин, никакого дела не начинай, пока не осенишь себя знамением святого креста. Когда отправляешься в путь, когда начинаешь работу, когда идешь учиться грамоте, когда ты один и когда с людьми — запечатлей святым крестом чело твое, тело твое, грудь твою, сердце твое, уста твои, глаза твои, уши твои, и все твое да будет запечатлено знамением победы Христа над адом. И ты больше не будешь бояться тогда чародеяний, порчи и колдовства. Ибо они тают от силы креста, как воск от огня и как прах пред лицом ветра»[1].
Итак, сначала мы напомнили о значениях креста, а затем сказали о двояком кресте — вещественном и духовном.
[1] Ср.: Ефрем Сирин, св. Слово 107. О вооружении монаху. С. 298; Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное 13. § 36. С. 199.
Архимандрит Клеопа (Илие)
Из книги «Ценность души»