Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней» (Тропарь)

…Родители Девы — Иоаким и Анна происходили из рода Давидова, некогда славного и царственного, но теперь утратившего власть и политическое значение и находившегося в уничижении и бедности. Они были богаты благочестием и верою в истиннаго Бога и велики и славны в очах Бога, любящего святость; но, в глазах людей, они были бедны и незнатны и безвестно жили в ничтожнейшем галилейском городке — Назарете, о котором иудеи с пренебрежением говорили: из Назарета можеть ли быть что доброе (Ин. 1, 46)? По видимому рождение Пресвятой Марии могло исполнить радостью только сердца её родителей и близких сродников их; но не могло иметь важного и радостного значения для других людей, для значительного круга их. Но на самом деле случилось не так; рождение Богоотроковицы имело всемирное значение, было радостотворно для всего человечества. Рождество Богородицы-Девы радость возвестило всей вселенной.

Планета наша — земля так далеко отстоит от всех других планет, что самая близкая из них к земле совершенно недосягаема для нас. И если бы, каким-нибудь чудом, представилась возможность устроить лестницу или мост, достигающий до одной из планет и открыть сообщение с нею; то это событие произвело бы великий переворот в судьбе мира, — бóльший, чем открытие нового света, — неизвестной прежде старому свету части земли. Это событие произвело бы большое оживление и возбудило бы во всех великую радость. Но подобная лестница, конечно, мечта. Детское предприятие потомков Ноя построить башню, досягающую небес, окончилось постыдною неудачей; оно имело своим последствием только смешение языков и рассеяние народов по всей земле….

Но неизмеримо дальше, чем земля от неба и светил небесных, отдалены были грешные люди — от Бога, от духовного неба. Человек своим грехом, как непроходимою бездною, удалил себя от Бога, и если бы не сжалилось над нами безмерное милосердие Божие, человеку грозила бы совершенная, вечная погибель в отчуждении от Бога. Но Премилосердый Бог, изрекая строгое наказание человеку за грех, дал ему и обетование примирения, — как бы обещал построить лествицу, которая вновь соединила бы его с Богом. Праведный патриарх Иаков в видении зрел эту лествицу задолго до действительного её устроения: лестнща стоит на земле, а верх ея касается неба, и вот ангелы Божии восходят и нисходят по ней, и Сам Господь стоит на ней (Быт. 28, 12-13). Лестницею этою, досягающею до небес и соединяющею небо с землею, Бога с людьми, Бог благоволил соделать Пресвятую Деву Марию. При Её посредстве, принявши от Неё плоть, Сын Божий соединил разъединенное, по-видимому, несоединимое, уничтожил бездну, отделявшую небо от земли. По лествице, устроенной Господом, не только восходили и нисходили Ангелы Божии для сообщения воли Божией, но можем восходить на небо и мы чрез веру в Сына Приснодевы, — Сына Божия, чрез жизнь богоугодную. Неизъяснимое для нас счастье! Великая радость для мира! Лествица небесная не для того устроена, братья и сестры, чтобы только смотреть на нее, любоваться ею. Когда она существует, преступно было бы не восходить по ней на небо, куда зовет всех нас Сам Господь. Но, с другой стороны, нужно знать, как восходить по этой лествице, чтобы достигнуть неба, а не низринуться в пропасть, отделяющую небо от земли. Обремененные тяжелою ношею грехов не могут сделать безопасно и первых шагов по этой лествице. Ноша грехов удержит их на земле. От гордости и самонадеянности может закружиться у людей голова, и они низринутся с лествицы в пропасть. Но мы легко войдем по лествице на небо, когда сбросим с себя ношу грехов и с верою, молитвою и смирением пойдем по ней, постепенно восходя с одной ступени нравственного усовершенствования на другую, по указанию преподобного Иоанна — списателя нравственной лествицы, ведущей к небу. Аминь. 

Архиепископ Павел (Лебедев), Казанский

Источник: Слова и речи Павла, Архиепископа Кишиневскаго и Хотинскаго. Том 2-й.,  СПб, 1878.

www.slovo.russportal.ru