«Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна»

Сегодняшний праздник Святая Церковь торжественно отмечает, памятуя о том великом служении, с которым пришел в мир Предтеча Господень Иоанн. По словам Христовым, » из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11,11). Он первый сказал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2).

Эти слова стали учением Церкви Христовой, их произносят на протяжении уже двух тысяч лет. Проходят времена, меняются поколения, государственные устройства, уходят целые цивилизации, но призыв этот остается. И мы с вами, живущие сегодня, как никогда нуждаемся в нем.

Сегодня мы находимся в таком состоянии духа, преломленном и искаженном, а может быть даже извращенном, что воспринимаем слова о покаянии как не относящиеся к нам. Мы не чувствуем своей ответственности перед Господом, мы не чувствуем своей личной греховности в этом общем нашем бедственном состоянии души и тела, и Церкви, и государства, и общества в целом.

Мы думаем, что покаяние — это просто слова, которые звучали в храме Божием со страниц Священного Писания. Мы думаем, что они касаются кого-либо другого. поэтому в сегодняшней жизни мы с вами и не преуспеваем в деле нашего спасения. Потому нас постигают многие разочарования, неудачи, болезни и печали. Если мы не внемлем гласу церковному, призывающему нас к покаянию, мы останемся еще долгие годы такими же черствыми и не понимающими смысла жизни, смысла своего пребывания на земле.

Как мы понимаем спасение? Прийти в Церковь, поставить свечу, подать записку, но во время богослужения думаем о том, как накормить своего питомца, закрыли ли мы дом… Это не молитва, а пустое времяпрепровождение в храме. Молитва — это полное и всесовершенное средоточение мыслей и чувств на нашем обращении к Богу, когда молится вся Церковь, когда мы призываем на помощь всех святых, когда мы просим Господа простить нам прегрешения наши и даровать утешение и разум, открыть душевные очи, чтобы мы могли видеть и добро и зло, одного избегать, а к другому стремиться. Слава Богу, что есть хотя бы некоторые люди, которые возносят благодарение нашему Творцу и Помощнику нашему — Богу.

Сегодня, когда мы вспоминаем Предтечу Христова Иоанна, первого мученика, призывавшего всех к покаянию, мы должны особо задуматься о своем духовном состоянии. Все ли мы понимаем смысл покаяния? «Покаяние» — греческое слово, которое означает «изменение, превращение». Покаяться — значит изменить свою жизнь, а не только сказать: я уже покаялся в том-то или том-то и продолжать делать то же самое. Человек в силу своего разума и воли может изощряться и внешне не показывать своих пороков, своего невежества, при этом грех может продолжать корениться в его душе. Главное не внешнее поведение человека, а состояние его души. Может быть люди не замечают, а Господь видит состояние грешной души и греховные мысли, и Он воздаст каждому из нас по мыслям нашим, по состоянию души и разума, которые трансформируются в наши дела.

Поэтому, братья и сестры, видя вокруг себя определенные сложности, нам не надо перекладывать вину на других людей, но нам необходимо задуматься прежде всего о том, каковы мы сами: что мы думаем, какие чувства нас одолевают. Мы поступаем так же, как и все, а от других требуем исполнения закона. никто ничего не сможет изменить до тех пор, пока каждый из нас не начнет чувствовать свою личную ответственность перед Богом и перед людьми. Тогда мы ощутим ту огромную беду, в которую ввергли сами себя, свое Отечество, природу, окружающую нас, не говоря уже о нашей человеческой природе, нашей душе, наших мыслей и чувств.

В день, когда мы чтим великого праведника и пророка, мы должны задуматься о своем душевном состоянии, о своем образе мыслей, о своем спасении.

Только покаяние может ввести нас в Царство Небесное, только оно может приблизить нас ко Господу, а значит, и друг ко другу. Только покаяние и любовь — те основополагающие истины, на которых зиждется наше спасение. Аминь.

Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский