Рождественский пост

28 ноября 2021 г. — 6 января 2022 г. (по новому стилю)

Рождественский пост, предваряющий великий праздник Рождества Христова, продолжается 40 дней и называется Филипповым, так как начинается после 27 ноября – дня памяти апостола Филиппа.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, очистив себя покаянием и молитвой.

Как питаться в Рождественский пост

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский (Петров) пост.

Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста Уставом запрещаются рыба, вино и елей. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

2 января (н. ст.) начинается пятидневное предпразднство (по 6 января) со своими богослужебными особенностями.

Канун праздника, 6-е января в просторечии называется «Сочельник», а вернее – «Сочевник», от слова «сочиво», что значит — отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред великим праздником Рождества Христова.

Зачем нужен пост?

Пост – древняя добродетель. Вместе с молитвой он готовит христианина распятию и воскресению. Пост это пища для души.

Пост не должен остаться лишь на уровне отказа от некоторых видов пищи, мы должны сделать следующий шаг – воздерживаться от своих греховных страстей и зла. Тогда период поста станет для нас существенным и поворотным моментом на нашем пути к Богу.

Пост дарит нам нравственную чистоту, рождает покаяние и презрение ко греху. Пост – это не самоцель, а средство в достижении цели – встречи с Богом. Согласно святителю Василию Великому, пост – это отчуждение от зла, обуздание языка, уход от гнева и отказ от злых привычек.

Пост не имеет ничего общего с диетой, на которую люди «садятся» ради красоты и стройности фигуры. Пост – это брат добродетели воздержания. Не будем забывать слова Иоанна Златоуста, который призывал сэкономленные на еде в период поста деньги использовать для того, чтобы накормить голодных и нуждающихся.

Пусть пост сопровождается молитвой и любовью. Тогда он обретёт ценность, смысл и значение.

Монах Моисей Святогорец

www.agionoros.ru