«Пусть Господь поселится в наших сердцах»

В эту светозарную снежную ночь Святая Церковь ликует, прославляя Рожденного во плоти Бога, пришедшего в этот мир и принявшего на Себя человеческий образ, чтобы послужить людям и принять участие во всех тех процессах, которые происходят в человеческом роде. Господь пришел на землю чтобы принести Себя в Жертву и избавить человечество от греха, от страшного непослушания, которое совершили наши прародители – Адам и Ева, нарушив обетование Божие. Совершив первый грех, люди в последующих поколениях дошли до такого состояния, что уже не могли без Бога изменить свое положение.

И нам в настоящее время, я полагаю, хорошо понятно и очевидно куда неудержимо, стремительно направляет свое развитие мир. Управлять происходящим вокруг становится чрезмерно трудно. Люди, прилагая свои усилия и разум, понимают, исходя из личного опыта, что мир стремительно приближается к некоторой черте и от этого сознания становится страшно.

Подобное состояние переживал мир и более двух тысяч лет назад. Настало такое время, когда движение мира несло в себе отрицательную направленность, настолько великую, что он приближался к бездне. Именно в это время, ночью в яслях, где отдыхают животные, за пределами города Вифлеема родился Сын Божий.

Что произошло в ту ночь? какой рубеж был преодолен? почему мир не смог жить так дальше? — перечисленные вопросы и по сей день тревожат мысли и чувства многих людей.

Сын Божий пришел для того, чтобы исполнилось то великое промыслительное действо Святой Троицы во едином существе, где Богу Сыну была отведена роль спасения рода человеческого.

Сегодня ночью Святая Церковь совершала Литургию святителя Василия Великого, которому принадлежат слова: «Ибо, взяв персть из земли, создав (из нее) человека и почтив его Твоим образом, Боже, Ты поместил его в раю наслаждения, обещав ему через соблюдение заповедей Твоих бессмертие жизни и наслаждение вечных благ. Когда же он ослушался Тебя, истинного Бога, создавшего его, польстился на обман змия и был умерщвлен своими прегрешениями, Ты по справедливому суду Твоему, Боже, изгнал его из рая в этот мир и возвратил в землю, из которой он был взят, устраивая ему спасение в Самом Христе Твоем.

Ты не отвернулся до конца от создания Твоего, которое сотворил, Благой, и не забыл изделие рук Твоих, но многообразно, по милосердию милости Твоей, посетил его: послал ему пророков, сотворил чудеса через святых Твоих, в каждом роду благоугождавших Тебе, говорил нам устами рабов Твоих, пророков, предвозвещая уготованное нам спасение, дал нам в помощь закон, поставил Ангелов хранителями. 

Когда же пришла полнота времени, Ты говорил с нами через Самого Сына Твоего, через Которого и время сотворил, Который есть сияние славы Твоей и образ Ипостаси Твоей, Который держит все словом силы Своей. Он не почел хищением быть равным Тебе, Богу и Отцу, но, будучи Богом превечным, явился на земле и жил среди людей и, воплотившись от Святой Девы, истощил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным нашему уничиженному телу, чтобы нас сделать подобными образу славы Своей».

Святитель Василий Великий указывает на то, что Творец и Создатель не отвергнул до конца Своего творения. Он посылал сначала пророков, благовестников, посылал мужей, которые законом и словом Божиим должны были как-то умиротворить и отрезвить человеческий разум, привести его в чувство, чтобы человек понял, что живет и действует он не правильно. Мы знаем, что люди не приняли этих посланников – ни пророков Божиих, ни благовестителей. Одних убили, вторых изгнали, третьих не признали за пророков и посланников Божиих.

Наконец, от Пресвятой Девы Марии рождается Сын Божий. Он приходит в мир в уничиженном виде. Евангелие нам повествует – в городе, куда пришло Святое Семейство на перепись, не было места для ночлега ни среди людей, ни в гостинице, только за городом, в яслях, где на ночь в непогоду укрывались животные нашлось место для Богомладенца. В яслях для животных родился Христос, родился Царь мира, родился Сын Божий, воплотилась Вторая Ипостась Святой Троицы. Явился Господь в уничиженном виде, чтобы не взбудоражить Своим пришествием в мир все человечество, чтобы не взбудоражить умы, которые сразу начали бы соперничество с Ним. Христос пришел не ради мирской славы и мирского шума, но ради спасения рода человеческого.

И действительно, когда еще только звезда возвестила мудрецам на далеком Востоке, что родился Некто Великий, Ирод уже увидел в Родившемся угрозу для своей власти. Он попытался устранить Младенца, понимая, что произошло что-то необыкновенное, и это обязательно коснется его личности. Он предпринял самые жесточайшие меры. Мы знаем, что было убито 14000 младенцев ради того, чтобы среди них оказался Тот, Которого Ирод хотел уничтожить.

Человечество с первого мгновения встретило Иисуса Христа сопротивлением, встретило Его противостоянием, потому что Он пришел на землю чтобы победить грех, уничтожить главу змия и спасти человечество, которое так этому противилось. И мы знаем, что это сопротивление длиться много веков, продолжается и в наши дни.

Более того, человечество и мир восстали на Богомладенца уже тогда, когда Он еще находился в утробе Матери. Пример этого мы находим в Евангелии: Иосиф взяв из Иудейского храма молодую девушку к себе, понял, что она непраздна, то есть беременна. Мужчина по законам Ветхого Завета должен был немедленно сообщить об этом первосвященнику, и по закону Ветхого Завета, эту Девушку должны были побить камнями. Но, явился Иосифу Ангел Господень во сне и сказал, чтобы он не боялся принять жену свою Марию, ибо рожденное от Нее есть от Духа Святого. Ангел Господень с первого мгновения начал спасать Сына Божия от рук человеческих. Представьте себе, что могло бы произойти, если бы Ангел Божий не явился во сне праведному Иосифу. Какая бы произошла трагедия, если бы дело Боговоплощения было бы делом человеческого измышления.

Вот так, братья и сестры, начиналось пришествие в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Рождество Которого мы сегодня с вами празднуем. Подобные испытания сопровождали весь жизненный путь Христов, который, в конце концов, привел Его на Голгофу, на Страдание. Слово Божие говорит нам: Он «берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29), ибо не было иной Жертвы, Которая могла бы покрыть беззаконие людей и приостановить великое крушение человечества. Жизненный путь Иисуса Христа привел Его на распятие, а затем последовало Его преславное из мертвых Воскресение. Был побежден ад, побеждена смерть, побежден грех, стерта глава змия и все это произошло ради Рождения Богомладенца, события, которое мы сегодня торжественно отмечаем.

Я хотел бы еще раз сердечно и радостно поздравить всех вас с праздником Рождества Христова, с Новым годом и пожелать, чтобы в новом году Господь присутствовал бы в наших сердцах, присутствовал бы в нашем разуме, присутствовал бы в нашей жизни, потому что Он пришел ради нас. Он и сейчас принимает глас кающегося, Он и сейчас принимает глас человека согрешившего, но в дальнейшем уже не будет Его второго Рождения. Он уже не придет тем образом, которым Он пришел первый раз. В дальнейшем совершится Его Второе Пришествие, которое Святая Церковь называет Страшным Судом, потому что Суд этот будет справедливым. Мы уже ничем не сможем оправдать себя. Сегодня нам дана жизнь, чтобы мы смогли покаяться, раскаяться в соделанном, обратиться ко Господу, чтобы Он принял нас и избавил от страшной и позорной участи, когда пред лицом множества людей грехи каждого человека будут видны.

Пусть наступающий год станет годом нашего рассуждения о том, как нам жить дальше – идти по накатанному пути, который нам предлагает мир или жить иначе. Мы часто возмущаемся из-за обстоятельств своей жизни, но при этом сами себя ведем неподабающим образом – мы не благодарим Бога за те возможности, которые Он нам дает, мы не благодарим Бога за то, что над нами мирное небо, мы не задумываемся о том, как живет мир, мы думаем только о том, что касается нас здесь и сейчас.

Пусть наступающий год станет годом рассуждения, чтобы Господь не оставил нас одних с нашими мыслями и грехами. Пусть Господь поселится в наших сердцах, не смотря на то, что они хуже тех яслей, в которых Он родился. Он не возгнушался поселиться в яслях для животных, в этой грязи – символе рода человеческого. Господь вошел в эту грязь, в грязную пещеру, в Вифлеем для того, чтобы очистить и освятить человеческий род. Пусть так Он войдет в наши сердца, в наши мысли, в нашу жизнь и даст повод нам подумать о том, правильно ли мы живем, имеем ли право надеяться на справедливость, имеем ли мы право требовать справедливости к себе, если сами поступаем совершенно безобразно. Вот об этом, братья и сестры нам надо думать.

Дай Бог, чтобы Господь укрепил нас в нашем разумении, делании и Своим милосердием и благодатью покрыл нас в наступившем году. Аминь.

Митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий