Преподобный Сергий

«Слава Богу о всем и всяческих ради: Слава показавшему нам житие мужа свята и старца духовного… преподобного Сергия!» — так, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, начинает свое повествование о житии преподобного Сергия его ученик блаженный Епифаний. Прежде чем приступить к описанию подвигов Преподобного, он возносит славу Господу за то, что Он даровал нам такого угодника Божия.

Весь православный мир любит и почитает преподобного Сергия. Преподобный Сергий один из тех избранников Божиих, кого промысел Его посылает миру, чтобы показать, до каких высот может подняться человек, искупленный кровию Христа Спасителя и озаренный Божественной благодатью. О сиянии добродетельной жизни преподобного Сергия говорят нам величественные храмы Лавры, как некогда вещала о них убогая пустыня. Ибо «и Лавра Сергиева и пустыня Сергиева, — богословствует святитель Филарет, митрополит Московский, — есть одна и та же, и тем же богата сокровищем, т. е. Божией благодатью, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыне, и еще обитает в нем, в его святых мощах, в его Лавре».

Задолго до того, как Преподобный поселился в своей убогой келье, благочестивые люди видели здесь, среди дремучих лесов, необычайный свет, который как бы возвещал о будущей славе этого святого места.

Преподобный Сергий пришел сюда, когда ему было 23 года. Долго жил он здесь в лишениях, наедине с Богом. Только птицы и звери нарушали его покой. Но настал день, когда пришли к нему братия, и он стал первым среди них в трудах и подвигах, он «плакал с плачущими и радовался с радующимися». Мир пришел в пустыню, и преподобный Сергий поднял этот мир до высоты боговедения. «Умом Преподобный устремился тогда к высочайшему христианскому догмату, дабы привлечь за собой умы даже младенцев веры. Посвятив храм Пресвятой Троице, он сделал то, что здесь, в его обители, каждый поклонник богословствует, исповедует и славит Живоначальную Троицу и, богословствуя, приносит свою молитву». Тяжела и трудна была жизнь иноков. Они не знали отдыха, и не было ничего в обители, что не было бы сделано их руками. Бывали минуты, когда невольно уныние овладевало братией, душа наполнялась сомнением, и слова ропота срывались с уст. Но, падая и вставая, они шли неуклонно за своим игуменом-подвижником. Бедная, убогая, неприглядная обстановка не угнетала, а окрыляла дух отшельников. Как высока и чиста была здесь жизнь, как была глубока, пламенна и напряженна молитва, какие подвиги полнейшего самоотвержения оказывали братия друг перед другом!

Святитель Филарет, сквозь века прозревая высоту жизни преподобного Сергия и его учеников, витийствует об этом так: «Вошел бы я в их малый деревянный храм на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свещи, и пламень их досягает до неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келий, чтоб я мог вдохнуть ея воздухом, который трепетал от гласа и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных и чудодейственных. Дайте мне облобызать праг ея сеней, который истерт ногами святых, и через который однажды переступили стопы Царицы Небесной. Укажите мне еще сени другой келий, которые в один день своими руками построил Преподобный Сергий, и в награду за труд дня, и за глад нескольких дней, получил укрух согнивающего хлеба».

Отцы, братья и сестры, преподобный Сергий читал Евангелие жизнью. Чем более он восходил от силы в силу и преуспевал в духовном, приближаясь к Богу, тем более он нисходил в глубину смирения. «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и слугой (Мк. 9, 35), — говорит Господь. — Научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Для всех Преподобный был не только отцом, но и слугой. Он был носителем духа смирения. Сколь велики были трудности и испытания, столь велико было и терпение Преподобного. Он терпел и в начале своего подвига, когда пребывал один в густой чаще леса, он терпел и тогда, когда голодал сам и голодали его братия, и тогда, когда совершал богослужения в холщовых ризах, а причащался из деревянных сосудов. Он терпел до конца дней своих, ничто не могло лишить его радости о Христе Иисусе.

Преподобный Сергий был раздаятелем и неиссякаемым источником любви. За этой любовью и его лаской тянулись к нему со всех концов Русския земли православные люди. Движимый любовью к людям, преподобный Сергий с посохом в руках исходил целый ряд русских городов, примиряя удельных князей между собой и с великим Московским князем.

С юных лет преподобный Сергий полюбил молитву, и она стала для души необходимостью. В молитвах он черпал силы для совершения подвигов, через молитву он получил мудрость, через молитву он восхитил Царство Небесное и дары его в таком обилии, что доныне раздает их всем, кто с верой обращается к нему.

Преподобный Сергий ходатайствовал пред Богом о мире и плодородии земли, он горячо молился за созданную им святую обитель, и, прозревая ее будущую славу, дерзновенно просил Бога, чтобы и после его кончины никто из пришедших в обитель не ушел не утешенным. Из далеких стран приходили сюда паломники. Приходили с сомнением, с мольбами, а уходили с великой радостью, прославляя Бога, дивного во святых своих.

Благодать Божия и любовь к Преподобному созвали нас сегодня в святую обитель Сергиеву, чтобы здесь, где почивают святые мощи, восхвалить святую жизнь и дивные подвиги его. Радостью и утешением исполняется сердце при виде множества собравшегося здесь православного народа. Народа, который едиными усты и единым сердцем славит Пресвятую Троицу и преподобного Сергия. Народа, который близок Богу и Его святым.

«Много может молитва праведного споспешествуема» (Иак. 5, 16), — мы знаем это — и потому так часто взываем: «Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас».

Здесь, у гроба преподобного аввы Сергия, где склоняют головы великие Патриархи, преклоним и мы колена, прося святых молитв и благодатной помощи. «Не мерою дает Бог Духа Своего» (Ин. 3, 34), — говорит Евангелие. Однако сподобляется благодатных дарований каждый по мере своей веры.

Пусть же, помимо незримых благодатных даров, этих таин Духа Святаго, ведомых лишь глубине верующего сердца, каждый из нас примет как напутственное благословение заветы Преподобного: «Не скорбите, братие, но уразумевайте о всем волю Божию, всех молю: внимайте себе, имейте страх Божий и чистоту душевную, и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие, и смирение, и пост и молитву. Пищу и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и второе пришествие». Аминь.

Игумен Герасим (Дьячков)