21 января ст. ст./3 февраля
Икона, называемая Отрада или Утешение, находится в Ватопедском Афонском монастыре, построенном в царствование Константина Великого. Недалеко от этого монастыря в 395 году во время сильной бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и был поглощен водами.
Все присутствующие были в ужасе, полагая, что он погиб. С величайшим трудом корабль пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Спутники Аркадия долго пытались найти на берегу морском мертвое тело царевича. Утомленные поисками, они случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели под тенью его спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, Аркадий рассказал, как он был чудесным образом избавлен от неминуемой погибели заступничеством Богоматери. Это — первое благодеяние Богородицы, оказанное роду человеческому в этом месте Афонской горы. В воспоминание этого события было дано расположившемуся здесь монастырю название Ватопед, т. е. куст отрока. Император Феодосий Великий, в знак глубокой памяти о чудесном избавлении своего сына, расширил и обогатил этот монастырь. В том самом месте, где найден царевич, устроен был алтарь соборного храма, на освящение которого приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием.
Св. икона Богоматери, называемая Отрада, помещается в этом соборном монастырском храме, около правого клироса в стенной нише, в приделе, посвященном ее имени.
И после указанного случая благодеяния Божией Матери, оказываемые Ватопедской обители, не прекращались. Расскажем здесь только об одном случае, в котором обнаружилось покровительство свыше этой обители, притом случай, имеющий теснейшую связь с иконой, именуемой Отрада или Утешение.
В 807 году подошла к Св. Афонской Горе шайка разбойников. Она намеревалась на рассвете дня, как только растворятся ворота одного из лучших монастырей — Ватопедского, ворваться внутрь, избить иноков и расхитить монастырское богатство. Пользуясь вечерней темнотой, разбойники высадились на берег, а к утру укрылись в окружающих обитель кустарниках. План нападения был обдуман, и, по-видимому, ничто не могло препятствовать его осуществлению. Но Покровительница всей Святой Афонской Горы, Пресвятая Дева Богородица, не допустила осуществиться злодейскому и варварскому замыслу безбожников.
Итак, разбойники ждали открытия ворот, притаившись в кустарниках. В это время кончилась утреня, и вся братия разошлась по своим кельям на временный отдых. В церкви остался один настоятель Ватопедского монастыря и занялся совершением своего утреннего правила. Он стоял на молитве близ иконы Богоматери. Неожиданно он был поражен ясно слышанными им предостерегающими словами, исходившими от этой иконы.
— Не отверзайте сегодня врат обители, — говорила Пресвятая Богородица, — но взойдите на стены монастыря и разгоните разбойников.
Игумен, смущенный этим обстоятельством, устремил свой взор на икону Пресвятой Девы, от которой слышался этот голос, и ему открылось поразительное чудо: он увидел, что лик Богоматери, а равным образом и лик держимого Ей Предвечного Младенца, оживились.
Предвечный Младенец, простирая Свою десницу и закрывая ею уста Своей Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал:
— Нет, Мать Моя, не говори им: пусть они будут наказаны.
Но Богоматерь, стараясь удержать Своей рукой руку Своего Сына и Господа, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно одни и те же слова:
— Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников.
Игумен, пораженный ужасом, тотчас же собрал вокруг себя всю свою братию и пересказал о случившемся, а также передал слова, сказанные ему Божией Матерью, и слова, произнесенные к Ней Господом Иисусом. Все были крайне изумлены, когда, действительно, увидели, что лик Богоматери и Предвечного Младенца и вообще очертания этой иконы стали совершенно иными, чем были прежде. В чувствах живой признательности все иноки монастыря прославили заступление и промышление о них Пресвятой Богородицы и Ее ради ходатайства милующего их Господа. После этого они поспешили на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойнической шайки.
С тех пор и по сие время эта Ватопедская чудотворная икона Богоматери известна под именем «Отрада» или «Утешение». Положение лиц Богоматери и Спасителя осталось в том виде, какой оно приняло при троекратном голосе, слышанном игуменом: Божественная Матерь уклонилась лицом Своим вправо от простертой десницы Предвечного Ее Младенца и старается ее отвлечь от уст Своих, чтобы иметь возможность свободно пересказать предстоящую опасность Своим избранным инокам Св. Горы Афонской. На лице Богоматери ясно выражается сострадательная любовь; взор Ее дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лицо Предвечного Младенца-Бога не таково: оно, можно сказать, грозно, и движение гнева заметно во всех его чертах, а взор Его полон строгости и неумолимого суда.
В память чудесного избавления Ватопедского монастыря от разграбления его шайкой разбойников возжигается пред св. иконой «Отрада» неугасимая лампада и большая свеча. В том приделе, где находится эта чудотворная икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители, и ежедневно по особой рукописи поется молебен Божией Матери.
Евгений Николаевич Поселянин
По книге «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»
www.sedmitza.ru