«Поучение в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, Православная Церковь дает символ, преподносит множество прообразов из Священного Писания Ветхого Завета о крещении Господа Иисуса Христа и освящении всего рода человеческого в Таинстве крещения.

Так, мы слышали чтение, как ветхозаветный пророк Моисей проводил евреев через Чермное море, вода разделилась по сторонам, стала стеной «сюду и сюду», и евреи прошли по морю, как посуху. Дальше, когда Моисей вел свой народ по пустыне, в одном месте им встретилась река, но вода была горькая, негодная для питья, тогда Господь повелел Моисею бросить в воду дерево, и после этого вода стала сладка и вкусна.

Пророк Илия, когда приносил жертву Богу, то три раза возливал на жертвенник и наполнял ров водой; сошел огонь с неба и поглотил жертву, камни жертвенника и воду. Пророк Илия в конце своего служения Богу вместе с пророком Елисеем ударил по воде жезлом и прошел по реке Иордан, как посуху.

Пророк Давид в псалмах также пророчествует о крещении Господнем.

Последним прообразом крещения Господня был Иоанн Креститель, который по повелению Божию приходит из пустыни на реку Иордан и проповедует народу: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное, приносите плоды, достойные покаяния», то есть исправьте свою жизнь, вместо худого делайте хорошее, доброе, очистите свои сердца от грехов, чтобы достойно встретить Великого Царя царствующих и Господа господствующих. <…>

Вот мы будем совершать великое освящение воды. Происхождение и значение этого обряда многие не понимают… В древнее время святое крещение принимали взрослые, вначале они оглашались, то есть изучали закон Божий в течение сорока дней, молились, постились, были как бы полукрещеные. Два раза в году — накануне Богоявления, в навечерие, и в Страстную Пятницу, вечером на Великую Субботу, эти оглашенные принимали святое крещение, чтобы встретить эти два великих праздника — Крещение и Пасху — в духовной радости вместе с другими верующими, уже крещенными.

Теперь же у нас нет некрещеных, язычников, и вместо их крещения Православная Церковь установила великое освящение воды в навечерие Богоявления. Мы совершаем это освящение дважды: накануне и в самый праздник, но в Уставе этого нет, чтобы освящать воду два раза, но только один раз, накануне; в самый же праздник мы совершаем великое освящение по просьбе верующих. Но те, которые думают, что вода неодинакова, одна лучше другой, кощунствуют по своему неверию. Смешивают ту и другую воду вместе, думая, что одна имеет больше силы, другая — меньше. Но гораздо удобнее брать эту святую воду накануне, чтобы в самый праздник не брякать посудами, а прийти в храм Божий спокойно, хорошо помолиться и весь день провести в духовной радости.<…>

Как я уже сказал раньше, это есть неверие и кощунство — считать святую воду неодинаковой. Вода и та, и другая имеет одинаковую силу. Это есть великая святыня после Таинства Причащения: она исцеляет болезни душевные и телесные, освящает дома, скот, наших близких, сродников и служит на всякую пользу нам. Поэтому эту святыню надо брать с великим страхом и трепетом, она хранится многие лета и не портится. Но и всякая святыня может быть нам во вред и осуждение, если мы принимаем ее без веры, страха и благоговения. Так и причащение Святых Христовых Таин бывает во осуждение, если человек приступает небрежно, без подготовки и без веры. Так и крещенская святая вода: если мы будем толкаться, лезть напролом в первые ряды с грязными сосудами, мы и сами — грязные сосуды, не очищенные покаянием от грехов, и не получим благодати Божией. Дух Святой отойдет от воды, вода испортится у нас, станет обыкновенной разлагающейся водой.

Я знал одну старушку, которая по своей немощи не могла ходить в храм Божий, но в 12 часов ночи на Крещение она приходила к проруби, читала молитвы, тропарь святому Крещению Господню, ждала, когда вода «закипит»,— и вода «закипала»; тогда она наливала эту воду, освященную Святым Духом, себе в сосуд и приносила домой. Эта вода была свята, хранилась у нее долго и исцеляла болезни. К ней приходили многие и просили этой воды. Она говорила им: «Ведь вы ходили в церковь и приносили себе воды, а я брала ее из проруби»; они ей отвечали, что их вода испортилась.

Перед Вознесением Своим на небо Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет… именем Моим будут изгонять бесов… если что смертоносное выпьют, не повредит им, возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мр. 16, 16—18). Но кто из вас обладает такими свойствами, кто исцеляет больных, изгоняет бесов, кто решится выпить яд и взять в руки змею? Мы не обладаем такими свойствами христианина, значит мы далеки от христианства.

Господь послал Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, Он крестил их Духом и огнем. Они говорили на разных языках, не учившись, получили дары чудотворения — так было нужно для распространения христианства. Своей огненной проповедью они привели весь мир ко Христу. Теперь же таких даров Господь не дает, они достигаются путем подвига. Святые угодники Божии являются образцами такого совершенства. Будем, по возможности, подражать со страхом, благоговением.

Так и за святой водой будем подходить спокойно, без толкотни, воды всем хватит, а если кому некогда, не наводите беспорядка, лучше идите домой и в 12 часов ночи, как та старушка, о которой я говорил, пойдите на колодец или на какой источник и возьмите с молитвой святой воды, и она будет свята и освятит тебя, твой дом, родных, скот и все, что ты хочешь, ибо Святой Дух сходит в эту крещенскую ночь и освящает все водные источники. Аминь.

5/18 января 1962 г.

Архимандрит Алипий (Воронов)

www.pskovo-pechersky-monastery.ru