1 октября ст. ст./14 октября
Тропарь
Покрова Пресвятой Богородицы
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.
История праздника
В этот день вспоминают чудесное событие, произошедшее более тысячи лет назад в Константинополе.
Во времена процветания Византийской империи западная часть столицы — Влахерны — славилась по всему Востоку своими святынями. Главной же их достопримечательностью была Богородичная (Влахернская) церковь, где хранился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем — перенесенные в 457 году из Палестины риза Пресвятой Богородицы, Ее головной покров (омофор) и часть пояса.
При императоре Льве Мудром в пределы Византийской империи вторглись варвары. Жители Константинополя, не имея достаточно сил противостоять неприятелю, прибегли к последнему средству — помощи Заступницы Небесной.
В воскресный день, 1 октября ст. ст./14 октября 910 года во время всенощного бдения Влахернская церковь была переполнена молящимися, молился о спасении и святой Андрей Христа ради юродивый. И вдруг, в четвертом часу ночи, словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Пресвятую Богородицу, шествующую по воздуху от царских врат, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан, и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала свою молитву, закончив которую, она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках её блистал «паче лучей солнечных».
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».
Пречистая Дева стояла «на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших», — говорится в праздничной стихире.
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Это было чудо особого заступничества Пречистой Владычицы за христианский народ.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Праздник Покрова принадлежит к числу великих праздников.
На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба
Русский праздник Покров
В Греции это событие так и не было запечатлено Церковным торжеством, и это два столетия спустя было с изумлением отмечено русским князем Андреем Боголюбским. Обратив внимание на описанный эпизод в житии своего небесного покровителя, благоверный князь сказал: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».
И был на Руси установлен один из самых любимых и чтимых до сих пор праздников – Покров Пресвятой Богородицы. И в этом, несомненно, есть тоже глубокий, таинственный смысл, указание на сокровенную связь нашего народа с Божьей Матерью. Народ чутко откликнулся на событие многовековой давности не как на историческое событие, а как на живую реальность милосердной любви, являемой Пресвятой Владычицей; как на вечную реальность Её божественного, духовного Покрова, распростёртого над многострадальной, мятежной, горько кающейся, но и чуткой к чистоте и святости – славянской, русской душой.
Только этой незримой, но явственной связью и можно объяснить непреходящее значение этого праздника для нашего народа. Значение, которое не смогли перечеркнуть и упразднить ни века монгольского ига, ни перевороты, ни десятилетия насильственного безбожия… Всё прошло, а русская душа осталась под светлым Покровом Пречистой и чувствует этот Покров, и нуждается в нём, а Матерь Божья, зная сердцем эту горячую, живую нужду, не оставляет нас, убогих и сирых.
Праздник этот обычно приходится на «природное» начало зимы. И как-то очень по-русски чистота первого снега, покрывающая грязь и слякотную распутицу осени, первая благословенная тишина морозного, снежного дня ложится на сердце напоминанием о святой чистоте и тишине благодатного Покрова, который простирает над молящимися Пресвятая Владычица Богородица.
Священник Дмитрий Шишкин
www.pravmir.ru
Покров день — народные традиции праздника
На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.
В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.
В эту пору 1 октября ст. ст../14 октября заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.
www.foma.ru