Память преподобного Сергия Радонежского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении и послании апостола Павла есть некоторые черты, которые мне хотелось бы подчеркнуть. Первое впечатление, которое я получил, читая сегодняшнее Евангелие – это какое-то чувство, что сжимается сердце, когда видишь, что было тогда и что происходит теперь.

Тогда слово жизни, евангельское слово было совершенно ново, не потеряло своей свежести, было действительно словом живым. И ко Христу, говорящему это слово, приходили люди, истомившиеся душой, действительно голодные,действительно жаждущие – и насыщались. На берегу озера была такая давка, такая толкотня, столько народу, что для того, чтобы быть в состоянии говорить, Христу пришлось отплыть от берега.

Часто – как часто! – мы говорим и слышим и дивимся, что в России несметные толпы народа стремятся в храм, идут слушать животворящее слово Самого Бога. Мы этому дивимся, мы этих людей хвалим, а как мало из нас собираются слушать это слово, и как пуст наш храм. Престольный праздник святого Сергия – а какая была пустыня в храме, который посвящен его имени, несмотря на то, что святого Сергия мы восхваляем, дивимся его подвигу, возносим ему молитвы…

Что случилось? Неужели прав святой Андрей Критский, когда в своем каноне он говорит: Пророки потеряли силу, Евангелие не имеет больше над нами власти? Неужели слова Священного Писания остыли, неужели они потеряли свою остроту, неужели они нас не обновляют и не творят в нас жизнь? Почему, в чем дело?

И вот мне кажется, что не без связи сегодняшнее евангельское чтение и апостольское послание. Когда мы взираем на прошлое Церкви, то видим общину людей, которых коснулось животворное Божие слово, которые возгорелись духом, которые поняли, что кроме любви, кроме этого чуда Божьего Царства ничего нет стоящего на земле, и, потрясенные этой радостью, вошедшей в их жизнь, они устремились в весь мир, чтобы поделиться этой радостью, чтобы никто не остался вне этой радости. А сегодняшнее послание говорит о том, как надо давать. Тот, говорит апостол Павел, который сеет скудно, и пожнет скудно, потому что Бог любит того, кто не от принуждения, не по необходимости, а от сердца дает радость.

Не в этом ли тайна нашего внутреннего оскудения? Почему слова Писания нам кажутся вечно теми же, а не вечно новыми? Мы их получаем, мы на них радуемся, и остаемся без плода. Получив радость, мы не стремимся разделить радость, мы скудно сеем любовь, милосердие, радость, новую жизнь евангельскую, и потому они и в нас самих такие скудные.

Нам надо опомниться, потому что Христос сказал: «Не сужу вас; придет время, когда вас будет судить благая весть, которую Я принес, слово жизни, которое вы превратили в слово красоты» – мертвое слово, которое мы храним, которым мы любуемся, тогда как должны бы сеять это слово вширь и вглубь.

Придет время, когда мы дадим ответ о том, что мы получили слово жизни, слово о любви – и слово это осталось мертвым и не породило плодов. Доброхотно дающего любит Бог: того, кто по доброму хотению, не по нужде, не по принуждению дает, а от полноты сердца. И только если мы начнем давать, давать все, что у нас есть, земное и небесное, что нам дает Бог, станут животворными слова евангельские, которые мы читали. Для того, чтобы слово Божие стало жизнью, нам надо его воплотить в жизнь, иначе оно останется мертвым. Дай нам Господь мудрость и смелость и готовность услышать это слово Божие о том, чтобы давать, давать без оглядки, без меры, давать всю полноту не своего, а Божьего богатства, которое нам так щедро дается, и тогда мы увидим, что действительно богатство это не оскудевает. Аминь.

Митрополит Антоний (Блюм) Сурожский