О святом Пророке, Предтечи и Крестителе Господнем Иоанне

Сегодняшний праздник Святая Церковь торжественно отмечает, памятуя о том великом служении, с которым пришел в мир Предтеча Господень Иоанн. По словам Христовым, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11;11). Он первый сказал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3;2).

Эти слова стали учением Церкви Христовой, их произносят на протяжении уже двух тысяч лет. Проходят времена, меняются поколения, государственные устройства, уходят целые цивилизации, но призыв этот остается. И мы с вами, живущие сегодня, как никогда нуждаемся в нем.

Сегодня мы находимся в таком состоянии духа, преломленном и искаженном, а может быть даже извращенном, что воспринимаем слова о покаянии как не относящиеся к нам. Мы не чувствуем своей ответственности перед Господом, мы не чувствуем своей личной греховности в этом общем нашем бедственном состоянии души и тела, и Церкви, и государства, и общества в целом.

Мы думаем, что покаяние — это просто слова, которые звучали в храме Божием со страниц Священного Писания. Мы думаем, что они касаются кого-либо другого. поэтому в сегодняшней жизни мы с вами и не преуспеваем в деле нашего спасения. Потому нас постигают многие разочарования, неудачи, болезни и печали. Если мы не внемлем гласу церковному, призывающему нас к покаянию, мы останемся еще долгие годы такими же черствыми и не понимающими смысла жизни, смысла своего пребывания на земле.

Как мы понимаем спасение? Прийти в Церковь, поставить свечу, подать записку, но во время богослужения думаем о том, как накормить своего питомца, закрыли ли мы дом… Это не молитва, а пустое времяпрепровождение в храме. Молитва — это полное и всесовершенное средоточение мыслей и чувств на нашем обращении к Богу, когда молится вся Церковь, когда мы призываем на помощь всех святых, когда мы просим Господа простить нам прегрешения наши и даровать утешение и разум, открыть душевные очи, чтобы мы могли видеть и добро и зло, одного избегать, а к другому стремиться. Слава Богу, что есть хотя бы некоторые люди, которые возносят благодарение нашему Творцу и Помощнику нашему — Богу.

Сегодня, когда мы вспоминаем Предтечу Христова Иоанна, первого мученика, призывавшего всех к покаянию, мы должны особо задуматься о своем духовном состоянии. Все ли мы понимаем смысл покаяния? «Покаяние» — греческое слово, которое означает «изменение, превращение». Покаяться — значит изменить свою жизнь, а не только сказать: я уже покаялся в том-то или том-то и продолжать делать то же самое. Человек в силу своего разума и воли может изощряться и внешне не показывать своих пороков, своего невежества, при этом грех может продолжать корениться в его душе. Главное не внешнее поведение человека, а состояние его души. Может быть люди не замечают, а Господь видит состояние грешной души и греховные мысли, и Он воздаст каждому из нас по мыслям нашим, по состоянию души и разума, которые трансформируются в наши дела.

Поэтому, братья и сестры, видя вокруг себя определенные сложности, нам не надо перекладывать вину на других людей, но нам необходимо задуматься прежде всего о том, каковы мы сами: что мы думаем, какие чувства нас одолевают. Мы поступаем так же, как и все, а от других требуем исполнения закона. никто ничего не сможет изменить до тех пор, пока каждый из нас не начнет чувствовать свою личную ответственность перед Богом и перед людьми. Тогда мы ощутим ту огромную беду, в которую ввергли сами себя, свое Отечество, природу, окружающую нас, не говоря уже о нашей человеческой природе, нашей душе, наших мыслей и чувств.

В день, когда мы чтим великого праведника и пророка, мы должны задуматься о своем душевном состоянии, о своем образе мыслей, о своем спасении.

Только покаяние может ввести нас в Царство Небесное, только оно может приблизить нас ко Господу, а значит, и друг ко другу. Только покаяние и любовь — те основополагающие истины, на которых зиждется наше спасение. Аминь.

Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский