«Николай Чудотворец — самый добрый и святой»

 «Делать добро», «творить добро», «быть добрым человеком», «совершить добрый поступок»… еще много можно словосочетаний найти, где добро во главе стоит.

Поговорок же с пословицами, с добром связан­ных, не счесть у народа нашего. Каждая эпоха свои создает. И хотя времена меняются, знания прибав­ляются, технологии улучшаются — все так же живо и непоколебимо вечное понимание, что Добро побеж­дает зло, как и во все века народу нашему известно, что Добрые дела и по смерти живут.

Самое простое понятие «доброго дела» в На­горной проповеди Христа раскрывается. Помните: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42)?

Когда же возникает необходимость привести пример доброго делания из истории нашей Церк­ви, ее многотомного агиографического наследия, то здесь сомнений нет — святитель Николай, архиепи­скоп Мир Ликийских, чудотворец. Да и как может быть иначе, если к нему молитва всегда желательна, икона в доме обязательна, а любовь только в превос­ходной степени определяется?

Неудивительно, что неискушенный богословским образованием народ Троицу как единство Христа, Пресвятой Богородицы и святителя Николая опреде­лял, да и в некоторых весях и по сей день так считают.

Есть множество свидетельств о реальном уча­стии святителя Николая в жизни верующих, при­чем не только из «преданий старины глубокой», но современных, сегодняшних.

Необязательно искать примеры его удивитель­ной помощи только в многочисленных сборниках, книжках и брошюрах о святителе, достаточно к при­хожанам в «николины» дни (их праздничных — два за год, да плюс каждый четверг богослужебный — Никольский) обратиться. Обязательно расскажут, как Никола помог, выручил или от горя и зла уберег.

Так почему же этот святитель столь почитаем и любим? Отчего Софрино и прочие церковные мастер­ские больше всего из иконок с ликами святых именно Николая Чудотворца печатают, пишут и чеканят?

Ответ один — святитель есть воплощение добра. Бог ведь себя большей частью через людей проявля­ет, через тех, кто творит добро само по себе, не ради чего-то или кого-то, а просто так…

Не искал святитель Мир Ликийских благодарно­сти, защищая невинных и помогая обездоленным, не требовал почестей, наград и всеобщего признания, как и наверное, не согласился бы он с поговоркой, что Добро — дело наживное, потому что творить до­бро — было и есть для него естественное состояние…

Никогда бы не понял святитель Николай за­падно-христианскую теорию о «копилке добра», о сверхдолжных заслугах и прочих банках добродете­лей. Он не копил добро, он жил в нем.

Каждому нравится доброе к нам отношение, но вот в собственном безоглядном творении добра осо­бые успехи не всегда просматриваются, отсюда и иная поговорка, которую бы святитель Николай не одобрил: «Бывает добро, да не всякому дано».

Не верно, всем дано, поголовно. Отсутствует лишь там, где Бога нет или в тех сердцах не посели­лось, которые лишь в себе источник жизни, успехов и счастья видят.

Случилось мне в своей священнической жизни присутствовать на замене старого престола на но­вый в алтаре Никольского храма. Подняли мы дере­вянный престол с почти шестидесятилетней истори­ей, чтобы на новый, красивый и дорогой заменить, а под ним ветхая коробочка с синодиками 50-х годов.

Листаю старенькие ломающиеся страницы «О здравии» и «Об упокоении» и думаю: для чего их под престол положили? Лишь позже узнал, что в хрущевские времена часто храм без священника оставался, и батюшки под престол поминальные за­писки определяли. Мол, я не помолюсь, так пусть в святом месте имена душ находятся, Бог-то знает, что они с Ним.

Сколько доброты в этом священническом дей­ствии! Сколько веры! И недаром, наверное, мне именно в Никольском храме об этом узнать дове­лось.

Есть еще одна удивительная поговорка, которая к святителю Николаю всегда применяема: Добро не лихо — ходит тихо. И действительно, там, где гул, гам, ликование, шумные радости и прочие веселья телесные, добро не приживается.

О таких удовольствиях также поговорка в на­личии имеется: Истинное добро всегда просто, да и вторая народная мудрость здесь к месту: Не хвались серебром, а хвались добром.

Добрые дела тишины требуют и веры обязатель­ной. Недаром наше повседневное вечернее богослу­жение, за день прошедший благодарение, с гимна «Свете Тихий» начинается.

И еще одна черта добра святителя Николая уди­вительна и во все века человеку полезна. Он не ис­кал тех или того, кому помочь, Господь Сам ему ука­зывал и подсказывал, видя его предрасположенное к милости сердце.

А у нас?

Помните фильм-сказку «Морозко»? Бегает Иван с мордой медвежьей по горам да лесам и ревет во всю глотку «Кому доброе дело сделать?». Недалеко мы (да и я тоже) ушли от Ивана. Выбираем все: это­му помогу, этому не дам, а к тому вообще не подой­ду. Хотя ведь знаем, что говорится в народе: «Делай добро и жди добра».

Может быть, я и не прав, но мне все же кажется, что знаменитое пригласительное «Добро пожало­вать!» по-иному для православного звучать должно. Вот так: «Добро! Пожаловать!»

Протоиерей Александр Авдюгин

«Приходские рассказы»

www.ocherk.org