«Непостижимость тайны Пресвятой Троицы»

Во всем содержании нашей святой спасающей веры, самым главным центральным пунктом ее является наша вера во Единого Бога, в Троице прославляемого Отца и Сына и Святого Духа. Это – главный догмат, главный пункт христианского ученья и, вместе с тем, самый непостижимый, самый недоступный для нашего бренного ограниченного рассудка.

Помните, возлюбленные, бытие Бога Единого в Троице, это есть великая и страшная тайна, которую не дано знать человеку, и он никогда ее не постигнет. «Никто не обымет необъятного», ибо вместить невозможно в наш ограниченный маленький ум эту бесконечно Великую Тайну. Блаженный Августин, один из величайших умов христианства, хотел людям объяснить, что такое Бог. Он удалился в уединение на берег моря и часто бродил по берегу, обдумывая свою задачу и, все больше и больше убеждаясь в том, что она ему не по силам. И вот, однажды, особенно удрученный сознанием этого, он вдруг видит на берегу, что мальчик вырыл ямку и наливает туда морскую воду. Он спросил: «Что ты хочешь делать?» Тот отвечает: «Хочу море в ямку перелить». «Наивен ты, отрок, – говорит ему Августин, – если хочешь громадное море в эту ямку перелить!» – «А ты не наивен, человек, – ответил отрок, когда хочешь своим жалким маленьким умом постигнуть тайну Божества?!» И скрылся. Августин прекратил свою работу, вернулся к себе и всем, кто его спрашивал, говорил: «Лучший ответ, который я могу дать вам, это то, что со мной случилось на берегу моря».

Конечно, святые отцы, смиренно склоняясь перед величием и непостижимостью абсолютной тайны, однако же, любили употреблять некоторые примеры для того, чтобы, не объясняя этой тайны, как-то приблизить ее к нашему рассудку. Они любили говорить, например, «Вот солнце перед нами: одно дело – старое светило солнце, другое дело – тот свет, который рождается от него и иное дело – та теплота, которая исходит от него. И, однако же, солнце едино: как свет и теплота не могут быть без него, так и оно без света и теплоты уже не будет солнцем». Или, как говорили святые отцы, человек создан по образу Божию; человека подобие в нашей душе каким образом? Таким, что наша душа, будучи едина, в то же самое время тройственна по жизни и проявлению этой жизни. При чтении книги, главным образом, работает ум человека. Если, так или иначе, чувства реагируют на прочитанное, это является силой чувства сердца человека. А когда человек что-нибудь делает, уже своей волею, проявляет интерес, тогда действуют вместе сила души и воля. И однако же считается, что переживает ли, делает ли что-либо – все это один он, а не три их. Так, у человека душа едина и тройственна в проявлениях жизни своей. Вот этим примером указывают святые отцы, но не чтобы этим объяснить глубокую непонятную тайну Троицы, а чтоб немножко пояснить ее.

Вот пример из жизни великомученицы Варвары. Отец ее уехал, приказав в одном помещении сделать два окна, а она попросила, чтобы сделали три. Приказала дочь хозяина – сделали три. Отец возвращается, спрашивает: «Почему сделали три, когда я сказал два?» Тогда дочь отвечает: «Я сказала, чтобы сделали три, потому что есть три окна, через которые единый Свет Единого Божества изливается в мир, просвещая его». Это привело в ярость ее отца, последовали гонения и ее мученическая кончина.

Будем помнить – непостижима тайна Божия, но в то же самое время, когда она хоть немножко приоткрывается, то можно сказать словами святителя Григория Богослова, который говорит, что как его душа тоскует об этой непостижимой тайне и, когда она только чуть-чуть, каким-то блистанием молнии, мелькнет перед его разумом – «в восторг меня приводит эта бесконечная красота!» Помни, что сказал святитель: «Если есть у нас понятия о добре, о красоте, то это все в бесконечном и совершеннейшем виде в Господе Боге нашем!»

Наш Господь есть бесконечное добро и совершенная чудная красота и правда вопреки той лжи, которая в противном состоянии. Будем это помнить и благодарить Господа за то, что мы с вами принадлежим к Православной Церкви, которая право учит о Боге и право учит о Тайне Троицы, призывая нас веровать в Отца и Сына и Святого Духа – Троице Единосущной и Нераздельной. Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский). Проповеди

www.azbyka.ru