«Неделя о слепом»

Евангельское повествование о слепорожденном, прочитанное сегодня за Божественной литургией, — одно из самых сложны не только для верующих людей (мирян), но и для богословской науки.

Ученики Господа, проходя мимо человека, слепого от рождения, спросили у Него: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9;2-3). В этих словах Господа заключен смысл евангельского отрывка.

Мы с вами так привыкли ко всему тому, что нас окружает, что воспринимаем это как должное. Кто из нас вчера, сегодня или в данный момент сказал: «Господи, благодарю Тебя, что наступил для меня сегодняшний день, что я еще имею возможность прийти в храм Божий, живы мои родственники, близкие, друзья?». Мы считаем это нормальным явлением. А ведь мир сотворен Господом, и человек сотворен Господом, и здоровье дано человеку Господом. И то, что солнце воссияло сегодня утром, — это Промысл Божий. Но мы редко относимся ко свему этому, как к дару Божию. Мы говорим: сегодня — возрождение, сегодня — свобода, сегодня лучше, чем вчера. Говорить об этом можно, но ничего не изменится до тех пор, пока не изменится сам человек, его сознание, душа его. Только тогда человек будет видеть в каждом своем движении, в каждом дыхании природы Промысл и благословение Божие.

Так скажите, как расшевелить этот мир, который сегодня погряз во грехе, который закостенел в непонимании Промысла Божия? Чем сегодня можно нас удивить? Ничем. Если даже скажут, что Господь пришел, то и этому не удивимся.

Сейчас мы в храме Божием, и слышали молитву перед принятием Святых Христовых Таин, которая заканчивается словами: «во исцеление души и тела». Что может быть для нас более благодатным? Но мы и это выслушали — и тут же забыли, оставили без внимания, думаем совершенно о другом.

В евангельском повествовании приводится пример со слепорожденным для того, чтобы показать слепоту человеческого рода, показать ,что греховной природе свойственно видеть — и не созерцать, свойственно иметь глаза, но не разуметь Божественного Промысла, который ежесекундно пребывает с нами. Лишь отнимет Господь его от мира — и погибнет тут же мир. Но мы в это не верим, мы не допускаем мысли, что может что-то измениться.

Потому в Евангелии дается нам назидание, чтобы расшевелить мысли и чувства погрязшего во грехе человечества и напомнить, что только в Господе, со Христом и Спасителем может прозреть человечество и исцелить свою слепоту, которая мешает ему приближаться к Богу. Наша слепота — тяжкий недуг, и только Господь способен исцелить его, дать великий дар зрения и видения каждому человеку.

Пусть этот пример станет всем отеческим уроком в нашей личной духовной слепоте, которая, к сожалению, не позволяет нам видеть в красоте мира, окружающей нас природы и милость, и благословение, и любовь Божию к роду человеческому.

Помолимся же, подобно этому слепцу, чтобы Милосердный Господь открыл наши духовные очи и мы смогли видеть Промысл Божий и всегда благодарить Господа за Его величайшие благодеяния нам, грешным. Аминь.

Митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий