Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

24 декабря ст. ст./6 января

6 ян­ва­ря – На­ве­че­рие Рож­де­ства Хри­сто­ва или Рож­де­ствен­ский со­чель­ник, – по­след­ний день Рож­де­ствен­ско­го по­ста, ка­нун праздника Рож­де­ства Хри­сто­ва.

Богослужение навечерия начинается утром 6 января.

Ес­ли на­ве­че­рие слу­чит­ся в сед­мич­ный день, кро­ме суб­бо­ты и вос­кре­се­нья, то в этот день утром со­вер­ша­ют­ся ве­ли­кие (или цар­ские) ча­сы, а днем – вечерня с Литургией святого Василия Великого.

Царскими эти часы названы потому, что на них, как на особо торжественных службах, присутствовали византийские императоры, что подчеркивало не только литургическую духовную важность этих служб, но и общественное их значение. В каждый час читаются паремии (пророчества из Ветхого Завета), зачала из Апостола и Евангелия, в которых говорится о пришествии Господа Иисуса Христа.

Если навечерие Рождества Христова случится в субботу или воскресенье, то великие часы переносятся на пятницу, и Литургия в эту пятницу не совершается. В самый день навечерия, то есть в субботу или воскресенье, служится Литургия святого Иоанна Златоуста в свое время, и затем особо служится великая вечерня, относящаяся к празднику. Литургия же святого Василия Великого переносится на самый день праздника.

В Рождественский сочельник принято соблюдать строгий пост до конца вечерни. Однако служба вечерни в этот день соединена с Литургией и служится утром 6 января, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча, знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме, и перед ней священнослужители и певцы впервые поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова.

На трапезе полагается «сочиво», (блюдо из размоченных и разваренных зёрен пшеницы с мёдом). Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник».

В полночь начинается праздничная Божественная литургия, за которой колокольный звон возвестит миру о рождении Спасителя.

Перед Рождеством Христовым

Готовимся встретить праздник Рождества Христова. Думаем о подарках. Особенно хочется порадовать своих близких, детей. Так уж мы настроены, кого больше любим, тому больше и лучше подарок готовим.

В эти предпраздничные дни вспоминаем ли мы о виновнике праздника? Вспоминаем ли мы Господа Иисуса Христа, Божественного Младенца? А если вспоминаем, если любим, если хотим любить, то какой дар Ему готовим? Не Ему ли первый и больший дар подобает сделать? Что же мы готовимся сделать, «Христа ради»? Не ради своего тщеславия, не ради сознания своего долга, а ради Господа. Какой подарок мы Ему готовим? А если еще не готовим, подумаем об этом скорее. Разные дары могут быть ради Господа — может быть жертва на храм, его украшение, дело милосердия. Но, может быть, самое лучшее, если мы ради Господа, ради праздника смягчили бы свое сердце, простили бы, на кого сердимся, на кого обижены. Если бы мы, Христа ради, вырвали бы из своей жизни какую-нибудь нечистоту, какой-нибудь грех своей жизни, перестали бы бросать деньги на помрачение своего рассудка и чувств, прекратили бы грех языка.

Праздник Рождества Христова близок, всюду готовятся подарки, подумаем же о том, что приготовим Христа ради. Господи, помоги нам в этом.

Праздник Рождества Христова приближается. Господь Иисус Христос принес чистоту души, любовь, мир. Встретим же Его в душевной чистоте, в мире и любви. Столько для этого возможностей вокруг нас, не упустим же их!

Епископ Мефодий (Кульман)

www.lib.eparhia-saratov.ru