Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

5 января ст. ст./18 января

Празднику Крещения Господня предшествует навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Так же, как и Рождественский сочельник, это день строгого поста.

В Крещенский сочельник (18 января) утром совершается Литургия, вначале которой торжественно читаются паремии (отрывки из Ветхого Завета), в них прообразовательно говорится о Святом Крещении, о таинственных свойствах воды, через которую сообщается людям благодать Божия.

После Литургии в храмах совершается великое освящение воды. Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды, как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же — и в навечерие, и в самый день Богоявления.

Первое великое водоосвящение совершается в церкви в воспоминание крещения оглашенных, которое в древности происходило в навечерие Богоявления; в самый же день праздника освящение воды совершается в воспоминание Крещения Христа Спасителя.

«Водоосвящение в праздник Богоявления получило начало в Иерусалимской Церкви: выходили на реку Иордан для водоосвящения, которое являлось воспоминанием Крещения Спасителя. Поэтому в праздник Богоявления водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах («хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

В навечерие же водоосвящение совершается в храмах (см. об этом определение Московского Собора 1667 г.)» (Г.И. Шиманский).

«Без воды ничто из видимого нами не может существовать«

…Какой дар столько необходим для нас, как вода? Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, истребляет горечь в виноградных плодах, умягчает маслину, услаждает пальму, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает лилию в прекрасной оболочке. Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148,4).

Но не только этим ограничивается значение воды. Оно и в том, что Сам Творец всех вещей – Христос нисшел, как дождь (Ос. 6, 3), познан был, как источник (Ин. 4, 14), распространился, как река (Ин. 7, 38), и крестился во Иордане.

Священномученик Ипполит Римский

«Благодать Божия явися спасительная всем человеком»

Мы — цивилизованные, высокоразвитые тво­рения Божии и должны понимать для чего совершается это великое освящение и что значит эта великая священная вода, которая должна быть в каждой семье, в каждом доме.

В молитве, которую вы слышали перед освящением воды, если внимательно слушали, сказано: «во освящение домов, и исцеление души и тела, и отгнание бесов, и избавление от грехов, и очищение и на всякую пользу», — вот как велика сила этой святой воды. Но, принимая все это, мы должны яв­лять и сами попытку хотя бы делать себя более смиренными и приближать себя к Богу в своем глубоком понимании и вере своей в то, что эта благодать Божия исцеляет каждого, при­ходящего к Нему с верой.

Митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий