Крест- верных утверждение

Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава,

Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава, и демонов язва.

Светилен Кресту

Такая великая для нас святыня Крест Господень, что, помимо частых обращений к нему и упоминаний о нем в повседневных службах и молитвах, Святая Церковь сочла нужным для вящего прославления установить в честь него особый великий праздник — праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, вошедший в ряд самых больших, так называемых двунадесятых праздников.

Дивный это осенний праздник! Он как бы завершает собою круг всех остальных праздников — подводит итог им. Нарисовав нам умиляющую наши души картину всего домостроительства Божия — благостного и премудрого промышления Божия о нашем спасении, в целом ряде Господских и Богородичных великих праздников, Святая Церковь в заключение всего приводит нас к поклонению Кресту Господню, как бы так говоря нам: «Ты видел все, что сделано Богом для твоего спасения, но ты еще не знаешь, что надлежит делать тебе самому, дабы спастись. Вот сегодня я и говорю тебе: если хочешь спастись, прильни ко Кресту Христову, и спасешься. В нем сокрыты чудодейственные животворные силы, которые воскресят твою душу, умерщвленную грехами. Возлюби же Крест Господень, великое знамение любви Божественной и орудие спасения твоего, возлюби Крест Господень превыше всего на свете, прильни к нему, не только устами твоими, лобызая его, но всей душой твоей, всем внутренним существом твоим, и спасешься!»

Это потому, что Крест Господень — славное орудие нашего спасения, нашего искупления от греха, проклятия и вечной смерти. На Кресте Христос «пригвоздил рукописание грехов наших». На Кресте «Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори». На Кресте Христос «распятие претерпев, смертию смерть разруши».

Вот поэтому-то Крест для нас, христиан, перестал быть орудием страшной позорной казни, каким он был в древности, орудием проклятия: «проклят… всяк висяй на древе» (Втор 21, 23), как сказано было в Ветхом Завете, а стал орудием благословения Божия, знамением радости.

Вместе с тем Крест Господень есть для нас, христиан, великое и славное знамение неизреченной, невыразимой ни на каком языке человеческом любви Божественной к падшему человеческому роду: «тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онъ не погибнет, но имать живот вечный» (Ин 3, 16). Крест Господень постоянно напоминает нам о той великой истине, которую открыл нам только возлюбленный ученик Христов — апостол любви, святой Иоанн Богослов, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» пребывает (1 Ин. 4, 16), а потому «если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 11).

Вот сколько важных, можно сказать, важнейших поучительных истин дает нам почитание Креста Христова!

Но Крест Господень не только воодушевляющее нас и вдохновляющее на христианскую жизнь знамение нашего спасения и знамение любви Божественной. Крест Господень есть также действенное и сильное, самое сильное на свете оружие, с помощью которого мы можем побеждать врагов нашего спасения — диавола и всех его служителей, борющихся против нас и стремящихся погубить нас.

«Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа… Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче…» Креста «устрашаются демонския полки…», «О сем языцы варварстии побеждаются, о сем скиптры царей утверждаются», — такими выражениями прославляет непобедимую силу Креста Господня Святая Церковь.

Сколько дивных чудес совершено в истории христианского человечества «силою Честнаго и Животворящего Креста Господня» — этого и не перечесть!

Вот почему наша Святая Церковь, Церковь Православная, придает такое большое значение правильному и благоговейному изображению на себе крестного знамения. «Да не стыдится каждый из нас исповедывать Распятого, — говорит великий отец Церкви святитель Кирилл Иерусалимский. — Пусть изображает рукою знамение святого креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушает, на сосудах, из которых пьет. Пусть изображает его на себе при входах и выходах, когда ложится спать и встает, когда находится в пути или отдыхает. Он — великое предохранение от всех бед и несчастий».

Крест Господень — это наша радость и похвала — «похвала похвал», по выражению того же святителя Кирилла Иерусалимского. Крест Господень для нас, воинов Христовых, призванных к невидимой брани — к постоянному воинствованию против врагов нашего спасения есть и наше воинское знамя и наше оружие одновременно. Крест для нас — всё: он — «хранитель всея вселенныя», он — «красота Церкве», он — «царей держава», он — «верных утверждение», он — «Ангелов слава и демонов язва» (погубление). Так веровали когда-то и так исповедовали все христиане; так веровали когда-то и так исповедовали и наши благочестивые предки на Святой Руси, во всем стремившиеся подражать первым христианам.

Не то мы видим теперь! Разве не стыдимся мы нередко «исповедывать Распятого», или, боясь кого-то, или просто не считая нужным осенить себя крестным знамением, когда пробуждаемся ото сна или засыпаем, когда садимся за стол вкушать пищу или встаем, когда проходим мимо храма или какой-нибудь святыни, и во всех подобных случаях, — или совершая это крайне небрежно и неблагоговейно? <…>

Итак, … поспешим скорее с покаянием к подножию Креста Господня: объединимся все вокруг этого единственно спасительного для нас знамения, прильнем ко Кресту Господню, ибо одна только сила крестная может нас спасти, и ничто другое, так как «Крест — верных утверждение».

В сокращении.

Архиепископ Аверкий (Таушев)

www.vozdvizhenie.paskha.ru