Крест. Народный сказ

Откуда-то издалека, от первоистока памяти, всплывает эта исто­рия… Кто её рассказывал? Бабушка? Мама? Или, может, кто-то из чужих людей, ночевавших тогда у нас? Сколько их проходило то­гда мимо по разворошенной, обугленной войною земле…

А история была такая…

Крестьянин услышал в церкви, что Христос, наш Спаситель, мученическую кончину на Кресте принял и потому теперь каждо­му православному свой крест надобно нести.

И задумался крестьянин, как только русский мужик и умеет задумываться, уже ни на что более не отвлекаясь и не беспокоясь более ни о чём.

А обдумавши всё, отправился в лес, нашёл подходящее дере­во и, повалив его, смастерил крест. Потом топор в пенёк воткнул, перекрестился и, взвалив крест на плечи, двинулся в путь. Куда? А куда глаза глядели… Тяжёл крест оказался, но нести надо, раз взялся… И долго мужик шёл. Может, неделю, а может — месяц. Главное, что всю оставшуюся жизнь. Потому что в конце жизни он пришёл к монастырю. Остановился там, а войти не может — слиш­ком велик крест оказался, не проходит в ворота.

Предлагали мужику, дескать, сними с плеч крест, разберём его, пронесём через ворота, тогда снова поднимешь на плечи…

— Нет… — отвечал мужик. — Никак нельзя, невозможно его с плеч снять, покуда до конца не донесу…

Ну, нельзя, так нельзя.

Остался он со крестом за стеною монастыря.

День прошёл. Ночь наступила. Утром пошли монахи в цер­ковь — стоит мужик с крестом за воротами. Никуда не ушёл. Даль­ше ему идти некуда.

Игумен к мужику вышел.

— Так, мол, и так, — говорит. — Не проходит в ворота крест твой. А стену ломать монастырскую не положено. Да и опасно очень — враг приближается. Как без стены оборонимся?

— He надо ломать… — отвечает мужик. — Я тут постою, пока силы будут…

Заплакал игумен и в келью к себе ушёл — молитву творить.

И было видение ночью игумену.

Утром собрал братию и благословил монастырскую стену раз­бирать.

Разбирают монахи её, а стена, не в теперешние времена делана, не разбирается никак. Каждый камушек вырубать приходится.

Несколько дней и ночей трудились, покуда проломили сте­ну. А только ввели мужика со крестом в монастырь — тут и вра­ги. Скачут необозримые полчища. Стрелы летят тучами. Сабли сверкают…

Думали монахи, что теперь погибель монастырю наступает, сами ведь и проход сделали. Прямо в пролом мчится вражья кон­ница…

А мужик, едва только вошёл в монастырь, слабеть стал, присло­нился со крестом к стене, поставил крест у пролома, перекрестил­ся и помер…

А враги? — спросил я. — Они ведь в монастырь хотели во­рваться!

Не ворвались… — заверил рассказчик. — Никто тот крест со­крушить не смог. Сказывают, что тракторами его тащили, а он не поддался. Фашисты танками пытались свалить, а он всё равно сто­ит… И сейчас, сказывают, на том же месте, куда и поставили. Ни­кто, никакая сила не может сдвинуть…

Перекрестился рассказчик, завершая свою историю. И с этим и исчезает он в сумерках детской памяти… Только крестное зна­мение и осталось от неведомо откуда и неведомо куда бредуще­го мимо нашего дома по обугленной послевоенной земле стран­ника…

Но и сейчас, через столько лет, закрываешь глаза и видишь, как движется старческая рука, сотворяя это крестное знамение…

Николай Коняев