Божий избранник
Церковь празднует память святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России несколько раз в году: 25 марта ст. ст./7 апреля — в день его преставления; 26 сентября ст. ст./9 октября – в день его прославления в лике святых.
3 декабря 2007-го года в официальный месяцеслов внесен ещё один день памяти святителя Тихона — 5 ноября ст. ст./18 ноября — это дата избрания на Патриарший Престол.
Патриарх Тихон, в миру Василий Иванович Белавин, родился 19 января 1865 г. в Торопце Псковской губернии. Отец его был священником. По обычаю того времени готовился к такой службе и Василий. Он прошел обучение в Духовном Училище, затем поступил в Псковскую Духовную Семинарию. Он замечен был там как скромный, благонравный студент, отличавшийся глубокой и искренней религиозностью. Василий Белавин был всеми любим за свой добрый нрав, внимательность к людям и трудолюбие.
Закончив Псковскую семинарию, будущий святитель поступил в Петербургскую Духовную академию, где однокурсники любовно называли его «патриархом». Академию он закончил блестяще. Кандидат богословия получил назначение в Псковскую семинарию преподавателем богословия и французского языка.
14 декабря 1891 г. священник Василий Белавин принял постриг с именем Тихон. Иеромонах Тихон получил назначение инспектором в Холмскую духовную епархию (г. Люблин, ныне – Польская республика). Вскоре его назначают ректором Холмской духовной семинарии, затем – посвящают в сан епископа Люблинского, викария Холмской епархии.
В 1898 г. епископ Тихон отправляется в США, где ведёт бурную миссионерскую и просветительную деятельности среди алеутов. С именем епископа Тихона, в числе многих дел, связано учреждение местного церковно-археологического музея – «Иннокентьевского древлехранилища», в память Иннокентия Веньяминова, просветителя алеутов. Сам Патриарх Тихон вспоминал, что во время служения в США расширился его церковно-политический кругозор и представления о формах человеческих взаимоотношений.
После одной из летних сессий Священного Синода, где обер-прокурор К. П. Победоносцев отметил духовно-административные таланты молодого епископа, прибывшего из далёкой Америки, епископ Тихон был возведён в сан архиепископа. В 1907 г. он возвращается в Россию. Архиепископ Тихон получил назначение на кафедру Ярославскую, затем — Виленскую. И в Ярославле, где городская Дума избрала его почётным гражданином, и в Вильно он оставил о себе память как разумный, доступный, ласковый архипастырь. В 1914 г., с началом немецкой оккупации Северо-Западного края России, архиепископ Тихон успевает вывезти святые мощи и часть церковной утвари. Местом его служения стали Москва и Дисна — окраина Виленской епархии. Не раз он бывал на боевых позициях, под обстрелом. Был награждён царским орденом.
Митрополит Московский
В 1917-м году, после Февральской революции, в Церкви, как и во всем государстве, происходили значительные перемены. Новый Обер-прокурор Синода Н. Львов в апреле определил новый состав Святейшего Синода, в который из прежних членов вошел только Сергий (Страгородский).
В России была введена выборность епархиальных структур церковного управления. 19 июня 1917-го года в Москве состоялся Съезд духовенства и мирян Московской епархии для выборов правящего архиерея: 21 июня посредством тайного голосования им был избран архиепископ Тихон.
Восстановление Патриаршества
15 августа ст. ст./28 августа 1917-го года, в день Успения Пресвятой Богородицы, в Кремлевском Успенском соборе, открылся Всероссийский Поместный Собор. На Соборе разгорелась оживленная дискуссия о необходимом высшем церковном управлении.
Свидетель тех дней князь Григорий Трубецкой писал о происходящем Соборе: «Были горячие поборники и противники восстановления патриаршества среди иерархов, священников и мирян, но я не помню, чтобы хоть один противник нашелся среди членов Собора из крестьян. И бесхитростные искренние слова одного из них выразили настроение многих: «У нас нет больше Царя. Нет отца, которого мы могли бы любить. Синод любить невозможно. А потому нам нужен Патриарх. С этим меня и послали».
«Времена изменчивы, — говорил другой оратор, — кто поручится, что мы не вступаем в период тяжелых испытаний для Церкви, что ей не понадобится вскоре твердый предстатель, чувствующий особую личную ответственность за внешние сношения, как первоиерарх, обязанный стоять на страже Церковного достояния, чести, достоинства и прав Церкви»…
«В минуты распада и уныния, когда кажется, что вся Россия превращается в груду обломков, и не за что зацепиться, наша задача — связать лучшие неумирающие заветы нашей истории с тем основанием, которое мы закладываем для будущего. Вместо скипетра и короны, крест и хоругвь да охранят наше святое святых. И пусть хоругвеносцем наших религиозных заветов будет Русский Патриарх — как символ того, что с падением царской власти не пала Святая Русь»…
В этих отзывах членов Собора заключаются, мне кажется, главные основания решения, к которому склонился Собор в подавляющем большинстве своих членов. И когда Постановление состоялось, то соборное сознание примирило недавних противников со сторонниками Патриаршества. Как и подобало Собору, разномыслия разрешились в духе единения и любви. Затаили в себе протест только немногие»…
Жребий Божий
Избрание было решено проводить в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили (по убывающей): архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тихон, митрополит Московский. 5 (18) ноября 1917 года, после Литургии и молебна в храме Христа Спасителя, старец Зосимовой пустыни Алексий вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из расстрелянного незадолго до того Успенского собора; митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «митрополит Тихон».
«Никогда не забуду той минуты, — вспоминает князь Григорий Трубецкой, — когда старец схимонах о. Алексий вынул из ковчега, стоявшего всю ночь перед тем у иконы Владимирской Божьей Матери, билет с именем митрополита Московского Тихона.
«Божий избранник» — пронеслось тогда в храме. И народ с самого начала именно так отнесся к Святителю, увидев в нем Отца, которого можно и должно было любить.
Отслужив положенный для этого случая краткий молебен, и в немногих словах выразив благодарность за избрание, Патриарх сказал следующее: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: плач и стон и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину…» И далее: «Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни…»
Интронизация (возведение на Патриарший престол) состоялась 21 ноября ст. ст./4 декабря 1917 года в Кремлевском Успенском соборе, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Принимая патриарший жезл Святителя Петра, митрополита Московского, Предстоятель сказал: «Господь как бы говорит мне так: «Иди и разыщи тех, ради коих ещё пока стоит и держится Русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обречённых на погибель, на заклание, овец поистине жалких. Паси их…».
Революционные солдаты после выхода Патриарха Тихона из собора скинули шапки и бросились к нему с протянутыми руками для благословения.
Престол как Голгофа
Став во главе Русской Православной Церкви, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим, поражались его удивительной доступности, простоте и скромности. Широкую доступность нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце — ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным, как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, особенно в защите Церкви от ее врагов.
Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя, голодом, Гражданской войной. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, когда массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.
О своей жизни, о своем будущем он совсем не думал. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.
Канонизация и почитание
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года Святейший Патриарх Тихон был причислен к лику святых.
19 февраля 1992-го года совершилось обретение святых мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Мощи покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.
По материалам сайтов www.taday.ru и www.sedmitza.ru