«Господь не оставил Свое творение и воплотился чтобы спасти человечество от греха»

В эту ночь Святая Церковь чтит великое священное и судьбоносное для всех нас событие – Рождество во плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В молитве, которая во время Божественной литургии совершаемой по чину святителя Василия Великого произносится священником в алтаре, есть слова: «И не отвратился еси навсегда от создания Твоего, еже сотворил еси, Блаже, ни забыл еси дела рук Твоих. Но посетил еси многообразно, ради милосердия милости Твоея: пророки послал еси …».

Эти слова свидетельствуют о том, что творение Божие не было покинуто Богом. Господь заботясь о Своем создании в определенное время посылал пророков и предвестников, чтобы через них сообщить людям, что грядет спасение роду человеческому, что придет в мир Тот, Который возьмет на Себя иго первородного греха, чтобы искупить человечество от греха и смерти.

Я хочу напомнить и о том, что Бог не сотворил смерти. Смерть вошла в жизнь человечества только в результате грехопадения первых людей, ибо изначально человек был создан Богом для вечной жизни. Более того, Господь не только призвал Адама к жизни вечной, но и призвал его к участию в деле творения, предложив первому человеку дать названия всем животным. И, как мы знаем, человек принимал в этом участие. Но, далее, произошло роковое событие, которое всем нам хорошо известно – в результате нарушения заповеди, наши прародители были удалены от общения с Богом.

Когда же исполнилась полнота времен, когда пришло время начертанное промыслом Пресвятой Троицы о спасении мира, «во время оно» от Девы Марии родился Богомладенец Христос.

Рождение Иисуса Христа произошло в Вифлееме, в городе Давидовом, куда пришло Святое Семейство, чтобы исполнить свой гражданский долг – по повелению императора принять участие в переписи населения. Дева Мария и праведный Иосиф пришли в Вифлеем, потому что, согласно иудейской традиции, перепись осуществлялась по месту происхождения своего рода. Именно там, в Вифлееме и произошло чудесное безболезненное Рождение Богомладенца Христа.

Конечно, у многих может возникнуть недоумение и мысль: почему Бог пришел на землю и родился не в палатах и чертогах, а в пещере, куда в ночное время и во время непогоды пастухи загоняли животных, чтобы спасти их от бури. Как так могло произойти? Священное Писание и святые отцы учат нас воспринимать это событие, как событие Божественного промысла.

Во-первых, Бог явился в образе человека, в том образе, в котором Его могло воспринять человечество, понять, разуметь и услышать, а во-вторых, с первого мгновения воплощения Сына Божия силы зла восстали против Божественного промысла, который был направлен на спасение человека, потому в Вифлееме и не нашлось достойного места для Рождения Иисуса Христа.

Соблазн и искушение испытал и праведный Иосиф, когда узнал о том, что Дева Мария непраздна, что Она имеет во чреве и Ей предстоит родить. Иосиф был смущен этим обстоятельством, потому что по закону иудейскому, он был обязан возвестить об этом первосвященнику, и по закону Ветхозаветной Церкви Мария должна была быть побита камнями. Но совершилось чудо, во сне Иосифу явился Ангел Господень и сказал: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1;20). И Иосиф исполнил Божие повеление, утаив Марию от первосвященников, тем самым явив великое смирение перед волей Божией.

Не только Рождество Иисуса Христа было враждебно встречено миром. Вся Его земная жизнь, невзирая на то, что Он творил чудеса и исцелял людей, была наполнена скорбями, гонениями, неприязнью, потому что мир не принял благую весть, мир не принял промысла Божия о своем избавлении. Жизнь во грехе оказалась для мира более приемлемой, чем спасительные слова Господа, призывавшего к покаянию, милосердию, любви друг ко другу. Все это оказалось трудным для восприятия человеком.

На протяжении двух тысяч лет идет непрестанное противление воле Божией, идет противостояние и жестокая борьба, вплоть до физического уничтожения христиан. Это мы знаем и из истории нашего Отечества, в определенные периоды которой, казалось бы, все силы зла восставали против Церкви, против благодатного слова церковного, против слова Священного Писания. История богата такими примерами. Но, сила благодати Божией превосходит все ухищрения диавола, и Церковь Божия торжествует. Все мы являемся свидетелями этого, прославляя ныне Рождение Богомладенца Христа.

Сегодняшнее празднование Рождества Христова является для нас, братья и сестры, свидетельством того, как правдиво и велико слово Христа и Спасителя нашего, как значимы слова Священного Писания, как велики слова Господа, который сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16;18), до скончания века.

История нам показывает, что кто бы ни пытался вести войну против Церкви, какими бы методами не восставал против неё – все оказывается напрасным, тщетным и непрочным.

Зная это, мы должны быть твердо убеждены в правдивости слова Божия, мы должны твердо исповедовать Священное Писание и веру во Христа, которые сподвигают нас приближаться ко Господу, сподвигают нас к исправлению нашей жизни, сподвигают нас к вечному спасению и избавлению от грехов.

В эту святую ночь, прославляя Рождение Богомладенца Христа, мы воспеваем славу Богу, мы воспеваем Ему благодарение. Зная священную историю Рождения Иисуса Христа, будем стремиться к тому, чтобы не только слышать и знать это, но и быть участниками великого промысла Божия о спасении рода человеческого, понимать и принимать участие в деле собственного спасения. Для этого, слыша слово Божие, мы должны стремиться и жизнь свою устраивать согласно Евангелию, стремиться поступать в своей жизни так, как нас призывает поступать Святая Церковь, стремиться посещать храм не только в праздники Рождества Христова и Пасхи, но и каждый воскресный день. Если мы будем помнить об этом и стремиться к этому, то Господь не оставит нас в нашей жизни, в наших делах, не оставит нас наедине с нашими проблемами, с суетой жизни. Он, по слову святителя Иоанна Златоустого, будет нашим Помощником.

Пусть эта святая ночь, в которую Святая Церковь прославляет Родившегося Богомладенца Христа, напомнит нам о том, что Он пришел ради того, чтобы и нас с вами привести ко спасению евангельским путем.

Господь да укрепит нас и сподобит стать детьми Божиими, чтобы мы пришли к Царствию Божию, ко спасению, чтобы жизнь наша стала бы жизнью христианской, напоминающей и другим людям о том, что христианина отличает не только наименование но и дела, которые свидетельствуют о вере во Христа и Спасителя.

Я еще раз хочу сердечно поздравить вас с замечательным великим праздником Рождества Христова и пожелать всем нам милости Божией и благословения в нашей жизни и в наших делах.

С праздником вас, братья и сестры!

Митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий