«Человек призван сочетать в себе труд и молитвенное благодарение Господу»

14 июля, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Святая Церковь чтит память святых бессребреников мучеников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших. В своей проповеди, посвященной евангельскому событию, читаемому в этот день за богослужением, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский отметил:

Евангельское повествование, читаемое сегодня за богослужением, не так просто для восприятия, как может показаться на первый взгляд. Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6;25-26).

Господь, обращаясь к окружающим Его людям во время Нагороной проповеди, говорит о том, что если кто из них уверен, что способен обеспечить себя всем необходимым для существования, то почему он не может прибавить себе хоть немного роста: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6;27).

Спаситель знал, что сказанный Им призыв вызовет определенное смущение в народе, потому Он, обличая самоуверенность людей, добавил слова, в которых присутствует обличительная правда Божия. Эта правда заключается в том, что человеку невозможно служить двум господам — Богу и чрезмерному упование на себя, на свои силы, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6;24).

Мы часто посвящаем свою жизнь разного рода заботам и стяжательству. Наступает определенный момент в жизни человека, когда он становится доволен своим положением, своим достатком и комфортом. В этот момент он забывает о главном — о том, что всему этому он обязан Господу, а значит должен служить доступными благами жизни и своим ближним. Он обязан помогать тем, кто нуждается в его помощи, в его утешении и поддержке.

В чем же заключается правда Божия, когда Господь призывает человека не заботиться о насущном? Она, по учению Святой Церкви, заключается в том, чтобы мы не оказались рабами своего имения или своих житейских забот. Проходит время нашей жизни, а мы продолжаем все более и более погружаться в мирские заботы. И как следствие этого, в завершении жизни человек часто оказывается в положении, когда ему не с чем предстать пред Богом.

Конечно, мы должны, по учению Святой Церкви, иметь житейские дела, проявляя заботу о ближних, о своей семье и даже о самих себе. Но, мы, не должны становиться рабами своих забот, не должны погружаться в стихию беспрестанного приобретения. Когда мы погружены в нее, то забываем главную сторону своей жизни – благодарить за все Господа и Бога нашего, Который дал нам жизнь, Который дал нам возможность осуществлять свои дела, Который дал нам способности, Который дал нам время земной жизни. Почему Господь, обращаясь к людям привел в пример птиц небесных, которые не сеют и не жнут, но питаемы Господом? Потому что они не обременены тем, чем обременен человек.

Господь предупреждает человека, что если тот будет забывать об Источнике всяческих благ, Подателя милости, то все заботы и все дела человека станут его идолом, которому он будет поклоняться и служить. А благодарность и поклонение должно воздавать только Единому Богу, в этом и заключается проявление христианской жизни. Истинным христианином является тот человек, который не забывает своего Творца и Создателя, благодарит Его за то, что имеет.

Человек как венец творения Божия способен сочетать в себе и труд, и молитвенное благодарение Господу. В этом проявляется его образ и подобие Божии, проявляется разум, воля, те качества, которые отличают его от птиц, о которых говорит Господь.

Животный мир привержен законам природы. Человека же Господь наделил правом выбора и свободой. Господь указывает человеку спасительный путь, но обладая свободой, человек вправе сам выбрать направление своей жизни. Человек способен возделывать землю, но он также способен благодарить Бога, быть милосердным, заботиться о своих ближних, через это он и приобретает спасение.

Такой глубокий смысл имеет сегодняшнее евангельское повествование. Святая Церковь призывает нас к тому, чтобы мы были разумны и благодарили Бога, возделывая землю и являясь благотворителями и помощниками для своих ближних.

Я хочу обратить особое внимание на то, что Господь дал нам право выбора и не угашает нашей свободы. Он только помогает нам идти правильным путем. Право выбора остается за человеком и в этом проявляется величие Божие и величие Его высшего творения – человека. Еще во времена Ветхого Завета, Господь призвал Адама и сказал ему, чтобы он дал имена животным. Тем самым Господь призвал человека к соучастию в деле творения.

Казалось бы простое и знакомое нам евангельское повествование способно коснуться самых глубинных Истины человеческого бытия. Только с молитвой и упованием на Господа, возложением упования на Его поддержку и помощь, мы можем идти путем, к которому призывает нас сегодняшнее евангельское повествование, Священное Писание и учение Святой Церкви, членами которой мы с вами являемся. Аминь.