7 июля, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Святая Церковь совершает празднование в честь Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В своей проповеди, посвященной данному событию Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский отметил:
— Сегодняшний праздник Святая Церковь торжественно отмечает, вспоминая о великом служении, святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По словам Спасителя: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11;11). Пророк Иоанн первым воззвал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3;2).
Эти слова стали учением Церкви Христовой, их произносят на протяжении двух тысяч лет. Проходят века, меняю друг друга поколения, государства, уходят целые цивилизации, но призыв Предтечи и Крестителя Господня остается неизменным. И мы с вами, живущие сегодня, также нуждаемся в исполнении этих слов.
Сегодня часто человек находится в таком состоянии духа, немощном и искаженном, что воспринимает слова о покаянии как слова не относящиеся к нему. Часто мы не чувствуем своей ответственности перед Господом, не чувствуем своей личной греховности, не осознаем своего греха. В этом состоит наше бедственное состояние для души и тела, а подчас и общества в целом.
Иногда современный человек думает, что призыв к покаянию это лишь слова, которые звучали в храме Божием со страниц Священного Писания когда-то давно, что они касаются кого-либо другого, но не его самого. Человек так рассуждающий не преуспеет в деле своего спасения. Потому сегодня людей и постигают многие разочарования, неудачи, болезни и печали. Если мы не внемлем гласу церковному, призывающему нас к покаянию, мы останемся еще долгие годы духовно черствыми, не понимающими смысла жизни, смысла своего пребывания на земле.
Что часто понимают под спасением? Зайти в храм, поставить свечу, подать записку, а если и присутствовать на богослужении несколько минут, то во время этого можно размышлять о своих насущных заботах, о своих земных нуждах… Это не молитва, а рассеянное времяпрепровождение в храме. Молитва — это полное и всесовершенное средоточение мыслей и чувств на нашем обращении к Богу, когда молится вся Церковь, когда мы призываем на помощь всех святых, когда мы просим Господа простить нам прегрешения наши и даровать утешение и разум, открыть душевные очи, чтобы мы могли видеть и различать добро и зло, одного избегать, а к другому стремиться. Слава Богу, что есть люди, которые возносят благодарение нашему Творцу и Помощнику нашему — Богу.
Сегодня, когда мы вспоминаем Предтечу Христова Иоанна, первого мученика, призывавшего всех к покаянию, мы должны особо задуматься о своем духовном состоянии. Все ли мы понимаем смысл покаяния? «Покаяние» — греческое слово, которое означает «изменение, превращение». Покаяться — значит изменить свою жизнь, а не только сказать: я уже покаялся в том или ином и могу дальше продолжать делать то, что мне угодно. Человек в силу своего разума и воли может скрывать от людей свои пороки, свое духовное невежество, но при этом грех может продолжать корениться в его душе. Главное не внешнее поведение человека, а состояние его души. Может быть люди не замечают, а Господь видит состояние грешной души и греховные мысли, и Он воздаст каждому из нас по мыслям нашим, по состоянию души и разума, которые трансформируются в наши дела.
Поэтому, братья и сестры, видя вокруг себя определенные искушения, нам не следует перекладывать вину за наши мысли и поступки на других людей, но нам необходимо задуматься прежде всего о том, каковы мы сами: что мы думаем, какие чувства нас одолевают? Мы совершаем грехи, как и другие люди, а от них требуем исполнения Закона. Никто ничего не сможет изменить в себе до тех пор, пока не начнет чувствовать свою личную ответственность перед Богом и перед людьми. Тогда мы ощутим масштаб той огромной духовной беды, в которую ввергли сами себя, свое Отечество, окружающую нас природу, не говоря уже о нашей душе, наших мыслях и чувств.
В день, когда мы чтим великого праведника и Пророка, мы должны задуматься о своем душевном состоянии, о своем образе мыслей, о своем спасении.
Только покаяние может ввести нас в Царство Небесное, только оно может приблизить нас ко Господу, а значит, и друг ко другу. Только покаяние и любовь — те основополагающие истины, на которых зиждется наше спасение. Аминь.