«Смысл поста заключается в покаянии и в сокрушении о своих грехах»

17 марта, в Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 16 марта, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.

По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днём, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

— Сегодняшний воскресный день является одним из подготовительных, предшествующих периоду Великого поста. Святая Церковь сегодня вспоминает событие изгнания Адама из рая.

В преддверии святой Четыредесятницы, Церковь предлагала нам различные евангельские сюжеты и образы: покаяние блудного сына, притчу о мытаре и фарисее, напоминание о Страшном суде. Все это нам предложено для того, чтобы мы смогли задуматься о том, что Господь являет нам Свои милость и милосердие, не взирая на то, что хотя мы и совершаем в своей жизни прегрешения словом, делом и помышлением, тем не менее, мы имеем надежду на прощение.

Подготовительные недели поста призваны содействовать тому, чтобы мы могли как можно ближе ощутить приближение Великого поста и приобрести покаянное чувство.

Очень часто в нашей душе, в нашем помышлении в преддверии Великого поста возникают мысли, которые далеки от покаянного настроя. Например, мы много внимания уделяем беспокойству о том, что мы будем употреблять в пищу в течение поста, тяжело ли нам будет физически… Все эти мысли отвлекают нас от главного, от того, о чем необходимо думать в период святой Четыредесятницы. Смысл поста заключается не в еде и питье, а в покаянии и в сокрушении о своих грехах. К этому призывает нас Святая Церковь.

Почему сегодня, в последнее воскресенье перед Великим постом, Святая Церковь вспоминает Адамово изгнание из рая? Наши прародители нарушили заповедь Божию и были вынуждены покинуть то место, где пребывает Бог, потому что находиться рядом с Богом грешному человеку невозможно, как невозможно находиться человеку рядом с огнем, который попалит его.

Святые отцы поясняют, что изгнание из рая наших прародителей было не наказанием для них, а в этом заключалось всеблагое действие Божие, которое совершилось по снисхождению к греховному состоянию человека. Природа Адама и Евы, была повреждена грехом и первые люди были не в состоянии созерцать Бога.

Господь выдворил наших прародителей за пределы рая, но оставил им в наследство землю, чтобы они в дальнейшем были соучастниками в деле созидания тварного мира. Мы знаем каким путем в дальнейшем развивалась история человечества, что происходило и происходит в мире, куда проник грех…

В преддверии Великого поста Святая Церковь напоминает нам о том, что даже будучи изгнанными за прегрешение из рая, Адам и Ева получили возможность покаяния, исцеления и возможность вновь возвратиться к Богу, Творцу, к своему Отцу, Который не оставил Свое создание, но послал Сына Своего Единородного, чтобы Он избавил человечество от греха и смерти.

Наступает время Великого поста, и мы, главным образом, должны думать о своих грехах, о покаянии, а не о том, какой вид пищи нам употреблять. Мы должны размышлять о том, каково наше духовное состояние, о том, что мы еще не исповедовали, в чем мы еще не покаялись, о том, что мы забыли открыть духовнику на исповеди и о том, какие грехи мы совершаем или совершили, не считая их за таковые.

Сегодня, в святой воскресный вечер, Святая Церковь установила совершение Чина прощения, когда мы друг у друга будем испрашивать прощение. Это важное дело, которое мы должны совершить, прежде чем обратим свой взор ко Господу. В предстоящие часы, братья и сестры, будем рассуждать о том, с каким чувством мы подойдем к совершению этого Чина. О чем мы будем думать, прося прощения у ближних. Будем ли мы совершать это осознанно или это станет для нас лишь формальностью? Будем думать об этом, чтобы Господь, видя наше желание исправиться и принести покаяние, помог бы нам в дни Великого поста почувствовать освобождение от грехов наших, почувствовать близость Бога к нам. Это возможно только тогда, когда мы искренне будем каяться, говеть, участвовать в Таинстве исповеди и Причастия, когда будем просить у Господа прощения своих грехов. Аминь.