8 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 7 октября, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь совершил славление перед образом преподобного Сергия, игумена Радонежского, а затем сердечно поздравил прихожан с воскресным днем и обратился с проповедью:
— Сегодня за богослужением мы слышали евангельское повествование о чудесном улове. Евангелист Лука повествует нам о том, что однажды, когда народ теснился к Спасителю, чтобы слышать слово Божие (Лк. 5;1), Господь увидел две лодки, одна из которой принадлежала апостолу Петру (Симону). Войдя в лодку, Иисус Христос отплыл от берега, уча народ, а Симону повелел отплыть от берега и закинуть сети для лова рыбы (Лк. 5;4).
Для апостола Петра, а вместе с ним и для других учеников Христовых ловля рыбы была обычной, повседневной работой и не всегда улов был обильным. И в этот раз, слыша призыв Господа, апостол Петр ответил: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5;5).
И, как повествует Евангелие, апостолы забросив сети, поймали множество рыб, так, что даже снасти рыбацкие порвались. Рыбы было так много, что ученики Христовы наполнили рыбой оба судна.
Тогда, Пётр, видя явное чудо и имея пылкий темперамент, припав к ногам Спасителя, сказал: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5;8).
Как данное евангельское повествование, братья и сестры, может быть связано с жизнью каждого из нас? Мы часто, подобно апостолам суетимся, образно выражаясь — чиним сети, мастерим лодки и думаем, что можем, предприняв определенные усилия или действия, наполнить их богатым уловом. Но, как правило, сети наши, без содействия Божия оказываетются пустыми. Мы начинаем расстраиваться, гневаться, искать виноватого в ком-либо… В этом заключается суть нашей суетной жизни. И только тогда, когда мы обращаемся ко Господу и слышим Его слово и исполняем его, мрежи наши наполняются чудесным уловом, Господь посылает нам все необходимое для нашей жизни.
Следует нам также не забывать и те слова, которые произнес апостол Петр, видя великую милость Божию, великое чудо на Генисаретском озере: » выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5;8). Конечно, видя милость Божию в своей жизни, мы, наверное, практически никогда не способны прийти к такому осознанию, к которому пришел апостол Петр. Как правило, мы считаем, что если мы помолились, сказали: «Господи, помилуй», — то Господь непременно должен нас помиловать, а если мы сказали: «подай, Господи», — то Господь обязан нам подать просимое. Но, кто из нас, видя чудо Божие, способен воскликнуть подобно Петру: » выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5;8), кто из нас способен увидеть свое недостоинство перед Богом?
Симон произнес эти слова будучи еще не просвещенным Духом Святым, но эти слова стали результатом его человеческой восприимчивости. Он смог сопоставить чудо Божие со своими человеческими немощными силами, со своими стараниями, которые апостолы-рыбаки предприняли, трудясь всю ночь. По слову Божию произошло то, что не могло произойти при самом упорном труде человека, при умении, которым обладали апостолы-рыбаки, посвятившие всю свою жизнь ремеслу рыболовства.
Такие рассуждения, такие мысли, братья и сестры, должны посещать нас при слышании и чтении данного евангельского повествования.
Апостолы предприняли труд, но своим трудом не смогли добиться никакого результата, пока в ситуацию не вмешалось великое действие Божие. Господь наградил апостолов-рыбаков чудесным уловом, и апостол Петр через это воспринял, духовно узрел святость Богочеловека и свое недостоинство перед Ним, произнеся великие слова, которые звучали сегодня в евангельском повествовании.
Я хочу пожелать всем нам, чтобы мы, прежде чем произнести имя Божие, а тем более обратиться ко Господу со своими просьбами и мольбами, вспомнили бы исповедание апостола Петра, его исповедание своего недостоинства, и, уповая на великую милость Божию и Его милосердие, просили бы прежде у Бога благословения и наставления на путь спасения, и только после думали о своих земных нуждах.
Такие мысли должны посещать нас, братья и сестры, когда мы приступаем к молитве, когда мы приходим в храм Божий, когда мы приходим к святым Таинствам — исповеди и Причастию Святых Христовых Таин. Аминь.
В этот день Глава Пермской митрополии поздравил с днем тезоименитства руководителя отдела церковной истории и канонизации святых Пермской епархии монахиню Сергию (Королëву) и преподнес имениннице букет цветов.
В своем поздравлении Владыка отметил:
— С приходом в отдел церковной истории и канонизации святых Пермской епархии матушки Сергии, дело прославления новомучеников и исповедников Собора святых Пермской митрополии сдвинулось с места, Господь благословил открытие многих останков святых угодников Божиих, которых Святая Церковь прославила еще в далеком 2000 году. Милостью Божией работа по поиску святых мощей продолжается и сегодня. Я хотел бы сердечно поблагодарить матушку за ее труды, которые требуют большой настойчивости и кропотливости. Все эти труды покрывает благодать, которую мы черпаем от обретенных святых мощей угодников Божиих. Я хочу пожелать матушке Сергии многих лет жизни и здоровья!