В Пермской духовной семинарии совершена Божественная литургия апостола Иакова

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, ректора Пермской духовной семинарии, 5 ноября, в день памяти апостола Иакова, брата Господня, в Иоанно-Богословском семинарском храме состоялась Божественная литургия апостола Иакова.

Во время Литургии, которая была совершена в семинарском храме впервые, молились преподаватели, учащиеся и прихожане.

Также, хором регентского отделения Пермской семинарии впервые были исполнены многие песнопения Литургии. Музыкальный материал был специально подобран к данному богослужению. Двухголосную гармонизацию знаменных распевов выполнили сами студенты.

Чинопоследование литургии апостола Иакова восходит к апостольским временам и опыту Иерусалимской общины, которую он возглавлял будучи в сане епископа. Первые литургические собрания и агапы (трапезы любви) Иерусалимской Церкви мало отличались от обычной ветхозаветной вечери. Постепенно усложняясь, они приобрели тот вид Литургии, которая дошла до нас.

До IX века литургия апостола Иакова была распространена повсеместно в Палестине, на Кипре, в Александрии, в Южной Италии, на Синае и в некоторых других местах. В практике современной Церкви она обычно совершается только один раз год — в день памяти апостола Иакова, брата Господня (в Иерусалиме, Александрии и на острове Закинфе).

Первые переводы данного чина Литургии на русский язык были сделаны еще в ХIX веке участниками Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, но они не носили практического богослужебного характера.

Первые богослужебные переводы чинопоследования на церковнославянский язык были сделаны после 1917 года представителями русской эмиграции.

В России древний чин Литургии первые в богослужебную практику ввел митрополит Никодим (Ротов), Ленинградский и Ладожский. Служба совершалась  один раз в год в день памяти апостола в крестовой церкви митрополита или в соборе Александро-Невской Лавры.

Чин Божественной литургии апостола Иакова имеет в себе ряд отличительных особенностей. Например, ектении читаются священнослужителем, обращенным лицом к народу, а миряне принимают Святые Дары по той же традиции, как и священнослужители: сначала принимают Тело, а затем из Чаши пиют Кровь Христовы.

Безусловно, опыт знакомства с древним литургическим чином надолго останется в памяти всех участников этой необычного для церковной практики богослужения.

По материалам сайта Пермской духовной семинарии