«Господь никогда не оставляет без внимания, хотя бы и малое, стремление к Нему»

10 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермской и Кунгурский совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми.

По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Сегодняшний воскресный день Святая Церковь посвящает памяти преподобной Марии Египетской, святой, которая явила яркий пример покаяния. Будучи еще в юном возрасте, Мария достигла такой степени греха, которую, казалось бы, преодолеть уже невозможно. Казалось бы, нет уже никакой надежды на то, что душа ее сможет восчувствовать и  воспринять благодать Божию.

Однако, Господь, являя пример святости преподобной Марии Египетской, тем самым показывает нам, что если человек осознает свою вину и обращает свой взор к Богу, то Господь незамедлительно отвечает на этот порыв души человека. Господь никогда не оставляет без внимания хотя бы и малое стремление к Нему. Все это мы видим на примере преподобной Марии Египетской, когда, не взирая на ее грех, не взирая на ее поступки, которые стали образом ее жизни, в момент осознания ей пагубности той жизни, которой она прежде жила, Господь ответил ей, ниспослал Свою милость и предложил путь, который привел ее к тому состоянию, которое мы называем святостью.

Из жития преподобной мы знаем, что когда ради любопытства Мария пребыла на праздник Воздвижения Креста Господня в Иерусалим и попыталась войти в храм Божий, то «некая сила» не дала ей этого сделать. Мария на не стала искать причину этого в чем-либо внешним, она не стала обвинять обстоятельства и других людей в том, что сила Божия не пускала ее в храм, но она осознала, что причина находится в ней самой. Тогда «придя в разум истины», она  предприняла шаги, которые в дальнейшем привели ее к великому плоду покаяния и святости. Увидев всю пагубность того образа жизни, который она вела, осознав свой грех, Мария смогла войти в храм Божий и прикоснуться к древу Креста Господня, к той святыне, через которую совершилось спасение рода человеческого и которая послужила возведению Адама и Евы из ада. Подобно этому, прикосновение к Животворящему древу положило начало и выходу из бездны греха египетской подвижницы. После этого Мария, как мы знаем, удалилась за Иордан и много лет провела в подвигах и молитве, достигнув великой святости.

Житие преподобной Марии Египетской в завершение Великого поста является напоминанием о том, что нам не следует поддаваться искушению вражию и отчаиваться в своем спасении, нам не следует ослабевать свою духовную жизнь, «плывя по волнам житейского моря». Если мы стремимся ко спасению, братья и сестры, то мы должны предпринимать хотя бы малые усилия в деле покаяния. И, Господь, видя наше стремление избавиться от греха, видя наше стремление к Нему, прострет Свою руку помощи и возведет нас из бездны греха.

Жизнь Марии Египетской очень назидательный и показательный пример того, что искреннее обращение к Богу, способно возвести человека от греховной жизни и наставить его на путь спасения и святости. Это пример того, к чему приводит человека покаяние. Жизнь Марии Египетской является для нас примером того, что Господь не отворачивается от человека, который, по нашему мнению, является самым последним грешником, но ждет его обращения и желает ему спасения.

Сегодня за богослужением мы слышали евангельское повествование от Марка, в котором повествуется о том, что когда Господь вошел в Иерусалим с учениками и начал им рассказывать о грядущих страданиях, что Ему предстоит претерпеть клевету, неправедный суд, поругания и осуждение на смерть, и что Он воскреснет на третий день, то двое учеником Его – Иоанн и Иаков, братья Зеведеевы стали просить Господа сесть по правую и по левую сторону в Его славе (Мк. 10;37).

Казалось бы, Спаситель говорил ученикам о Своих предстоящих страданиях и логично было бы, если бы апостолы спросили Иисуса Христа о том, что им делать при этом, как им себя вести, какие действия им предпринимать. Но, ближайшие ученики стали рассуждать о том, где им быть во славе Мессии. Таким образом, они хотели видеть Спасителя таким, каким бы им хотелось. Они не понимали суть дела Божия, которое пришел на землю совершить Сын Божий. Надо полагать, что подобные рассуждения учеников по-человечески оскорбило Господа. Зная, «что в человеке» (Ин. 2;25), Господь, конечно ожидал от Своих учеников подобного, но открыто заданный вопрос Иоанна и Иакова произвел возмущение даже среди двенадцати апостолов.

Эти слова и действия апостолов знакомы сегодня и всем нам. Нам легко рассуждать и осуждать действия учеников Христовых, слушая слова Евангелия и наблюдая за тем, как вели себя еще не просвещенные Святым Духом апостолы. Но, данное евангельское повествование отражает и наши сегодняшние рассуждения, потому что, мы, обращаясь ко Господу в своих молитвах просим, прежде всего, благополучия своей жизни, помощи в своих делах, но очень редко мы благодарим Бога и просим Его простить нам наши прегрешения. Господь же сказал: «Ищите прежде же Царства Божия и правды Его, и все приложится вам» (Мф. 6;33). Именно этому принципу последовала преподобная Мария Египетская. Если и мы будем следовать этому принципу, то Господь непременно услышит нас и исполнит все, что мы просим у Него, если это будет полезно для нашего спасения. Господь подаст нам Свою милость и Свое благоволение. Аминь».