Вечером 9 марта Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил повечерие с чтением третьей части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Пермского Успенского женского монастыря.
По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил настоятельницу монастыря, насельниц обители, прихожан с началом Великого поста и обратился с проповедью:
«Время Великого поста – это время очищения наших душ и тел, очищения от греха. Грех является источником всевозможных пороков, которыми порабощается человечество. Не случайно в молитве преподобного Ефрема Сирина есть такие слова: «Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Когда человек гневается или раздражается, то этот грех виден и заметен для окружающих, когда же человек осуждает кого-либо, то этот изъян человеческой природы не проявляется внешне, в этом и заключается коварство этого греха, который является следствием гордости в человеке. Только человек, возвышающий себя, считает, что он в праве осуждать других людей, таким образом, он возвышает себя над ними, а иногда и над Богом.
Священное Писание нам говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7;1), но мы часто не придаем этим словам должного значения. Тогда горделивое чувство человеческой природы, оставляемое без управления со стороны человека, порождает многие другие пороки, которыми заражены все люди и каждый в отдельности.
Осуждение является грехом, который мы должны искоренять самым решительным образом, потому что он так легко входит в нашу жизнь во время общения между людьми. Апостол Павел пишет: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя» (Рим. 2;1). Об этом, братья и сестры, мы должны всегда помнить. Мы не знаем состояния души человека, о котором мы начинаем рассуждать. Даже если мы осуждаем какое-либо конкретное греховное действие человека, то мы не знаем степень его покаяния, мы не знаем сколько молитв он обратил ко Господу в храме, в келии, мы не знаем как он исповедовал свой грех, как он прочувствовал его. Быть может Господь уже давно простил ему его согрешение, а мы продолжаем свой суд, тем самым, через гордость, попадая дьявольскую сеть. Как мы знаем дьявол есть отец лжи, неправды, гордости. В результате, осуждая ближнего, мы служим врагу, который тысячелетия искушает человечество. На это, братья и сестры, необходимо обратить особое внимание.
Человеческая природа поврежденная грехом от рождения, повреждается еще и нашими личными грехами, по этой причине в дни Великого поста Святая Церковь предлагает нам средства для очищения души от грехов и искушений. Иногда, вступая на поприще святой Четыредесятницы, мы ставим перед собой невыполнимую задачу, полагая, что за время поста мы сможем искоренить в себе какой-либо грех, при этом мы оставляем без внимания другие греховные движения души, на которые тонким, хитрым образом дьявол пытается оказать воздействие и которыми он управляет. Они часто остаются незамеченными нами. Таким образом, эти «малые» прегрешения или наклонности становятся постоянными спутниками нашей жизни. Иногда бывает так, что человек приходит на исповедь и не уделяет должного внимания таким грехам, как осуждение, полагая, что они не значительны. В дни Великого поста Святая Церковь не зря нам напоминает об этом, предлагая молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой говориться: ««Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Вот на что мы должны обратить свое внимание. Молитва завершается этими словами, подводя итог всему ее содержанию. Святая Церковь призывает нас обратить внимание на себя, исцелить свои грехи, работать над своей душой. Не забывайте о том, что осуждение – льстивое дьявольское искушение, на которое мы часто не обращаем внимание. Пусть в дни Великого поста, каждый из нас поразмыслит об этом и проанализирует себя, задав себе вопрос: не стало ли осуждение уже частью моей природы? Пусть каждый из нас обратит внимание на свою душу, на свою жизнь и постарается избавиться от кажущихся незначительными прегрешений и пороков. Святая Церковь предлагает нам средства для того, чтобы мы смогли это сделать. Во-первых, это молитва. В дни Великого поста мы должны особое время уделить молитве, понимая, что при помощи Божией, а не своими силами мы можем это преодолеть.
Пусть Господь укрепит и вразумит нас и даст нам увидеть свои прегрешения и не осуждать брата нашего. Аминь».