8 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополии Пермский и Кунгурский молился за уставным богослужением в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми.
В завершение богослужения Глава Пермской митрополии совершил литию.
Вечером того же дня Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил повечерие с чтением второй части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме во имя Всех святых города Перми.
По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил прихожан с началом Великого поста и обратился с проповедью:
«Время Великого поста – это время покаяния, время, когда мы должны заглянуть в глубину своей души и проанализировать свою жизнь. Вместе с тем, в дни Великого поста, когда Святая Церковь помогает нам встать на путь покаяния, враг рода человеческого усиливает свое влияние на души людей и стремиться отвлечь их внимание самыми, казалось бы, простыми житейскими вопросами.
Если мы вспомним притчу О мытаре и фарисее, то фарисей, до которого каждому из нас далеко в благочестии, вышел из храма менее оправданным, чем мытарь, который стоял при дверях храма и каялся, даже не вспоминая о своих достоинствах. Эту притчу Святая Церковь не случайно предложила нам в преддверии Великого поста, мы должны из этого евангельского повествования уяснить что-то для себя, для своей жизни.
Когда человек серьезно настроен на исправление своей жизни, в дни Великого поста, то существует соблазн начать подобно фарисею сравнивать себя и свою жизнь с жизнью ближних, с их поведением. В таком случае человек понемногу начинает рассевать свое духовное внимание и уже не может сосредоточиться на собственном исправлении. В этом и состоит подлог вражий. Подобные помыслы враг рода человеческого всеивает в умы людей. Их необходимо отвергать, как бы трудно это ни было. Если мы поверим хитрости и лукавству дьявола, то можем и в свой адрес услышать то, что было сказано о евангельском фарисее: он вышел из храма менее оправданным, чем мытарь. Евангельский мытарь, в отличие от фарисея анализировал собственную душу и свои дела. Он устремил свои чувства к Богу, отвергнув все лишнее, временное, заботы и попечения. Если мы будем рассеивать свое внимание во время молитвы, то плод покаяния в нас будет малополезным для нас, потому что мы не сможем ощутить силу молитвы и милости Божией в своей душе, в своих действиях и словах.
Чему мы можем посвятить время Великого поста, чему мы должны уделить свое внимание? В евангельском повествовании о Страшном Суде Господь говорит о том, что поставит часть людей по правую сторону от себя, а другую по левую. Это разделение произойдет по принципу нашего отношения к ближнему. Господь скажет одним людям: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25;24), а другим: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25;41). На это Святая Церковь обращает наше внимание.
Вступая в дни Великого поста, нам необходимо сосредоточиться на своей жизни, на ее качестве. Слушая слова Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, нам необходимо соотносить их к себе и своей жизни, потому что образы, предложенные в нем относятся к жизни каждого из нас. Каждому из нас необходимо осознать, что именно «я» согрешил так, как никто более. К этому мы должны стремиться, братья и сестры. Слова Великого покаянного канона мы должны пронести в своей душе, в своем сердце во время всех дней Великого поста. Время святой Четыредесятницы пройдет очень быстро. Уже завтра мы будем совершать первую Литургию Преждеосвященных Даров. Если мы сейчас не сосредоточимся на внимательной молитве, на желании увидеть изъяны своей души, то Великий пост может не принести той пользы для нас, какую он призван принести. Конечно, человек, вступивший на путь поста, встретит на своем пути искушения, потому что современный мир изобилует ими. Сегодня мир предлагает человеку множество соблазнов. Но, апостол Павел говорит: «попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13;13). Заботу о своем теле мы не должны превращать в первостепенную заботу, забывая о своей душе. Об этом мы должны размышлять, братья и сестры, вступив в дни Великого и спасительного поста.
Я желаю всем нам крепости от Бога в наших желаниях исправить свою греховную жизнь, желаю, чтобы Господь дал нам возможность проанализировать себя, чтобы мы не отвлекали свое внимание от молитвы соблазном увидеть грехи ближнего. Потому что такое устремление нашего внимания не приведет к очищению души.
К сожалению часто бывает так, что оканчивается Великий пост и люди констатируют тот факт, что они его не прочувствовали, что ничего не изменилось в их жизни и в них самих. Но, целью поста является именно изменение жизни и очищение души, которую мы готовим ко встрече с Воскресшим Господом. Но, часто к празднику светлого Христова Воскресения душа остается занята мирскими заботами, осуждением ближних. И когда Святая Церковь восклицает: «Христос Воскресе!», то в душах многих людей остаются хлопоты, обиды, суета… Места для Воскресшего Господа в этих душах не остается. Об этом будем рассуждать, братья и сестры, и будем стремиться избегать подобного состоянии. В этом и будет состоять наш подвиг. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что «Господь намерение наше встречает». Если мы будем стараться бороться с грехом и соблазном осуждать ближнего, рассеивать свой ум во время молитвы, то Господь подаст нам Свою благодать.
Пусть Господь в дни Великого поста укрепит нас и поможет всем нам стать на путь подлинного исправления и очищения собственной души. Аминь»