27 февраля, в Неделю о Страшном Суде, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
За богослужением Архипастырь вознес молитву о мире на Украине.
Накануне, 26 февраля, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
«В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предложила нам евангельское повествование о Страшном Суде, о событии, которое еще не произошло, но обязательно совершится и повлияет на судьбу каждого из нас – умерших и живых. Апостол Павел так повествует о том, что будет ожидать тех людей, которые встретят событие Страшного Суда, живя на земле, говоря о христианах: они восхищены будут на облаках в сретение Господу, на воздухе, и так всегда с Господом будут (1 Сол. 4;17). Об этом событие повествует и евангелист Матфей: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25;31).
В течение всей истории Церкви существовало и существует очень много толкований и мнений относительно времени и вечности решения, которое каждый из нас услышит на Страшном Суде. Но, постановление святых отцов V Вселенского Собора поставило точку в этих рассуждениях, определив, что чуждые евангельскому повествованию измышления не могут быть приняты Церковью.
О чем же повествует Евангелие относительно Страшного Суда? Понять или вообразить, каким образом произойдет это событие – очень сложно, потому что его осознание напрямую связано с нашим глубоким проникновением в евангельскую Истину, с глубоким пониманием учения Иисуса Христа. Только опираясь на это, мы можем приблизить свой разум к тому представлению, каким образом произойдет Страшный Суд. Конечно, каждый из нас неоднократно задумывается о том, какую часть мы унаследуем в вечности, станем ли мы по правую или по левую сторону от Спасителя. Сегодня за богослужением мы слышали песнопение, в котором имеются такие слова: «Как я дам ответ Бессмертному Царю? Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию?», которые наводят нас на размышление о том, а что мы сможем сказать Господу, когда Он сядет во Славе Своей и какова будет участь каждого из нас. Все это должно беспрестанно беспокоить наше сознание и наш ум. По этой причине, в напоминание нам, в преддверии Великого поста за богослужением и читается сегодняшнее евангельское повествование. Во время Великого поста каждому из нас предоставляется возможность изучить себя, проникнуть в свое существо, оценить свою жизнь, свое поведение относительно того, насколько они соответствуют евангельскому идеалу, оценить свое отношение к Богу, к ближним.
Евангельское повествование сообщает нам, что одни люди на Страшном Суде услышат ответ Господа: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25;34), а другие: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25;41). Тогда праведники ответят Господу: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25;37-39), Господь ответил им: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25;40). Противоположный ответ Господь даст тем, кто не удостоится наследовать жизнь вечную, потому что они были бесчувственны к ближним, жили только для себя, жили в свое удовольствие, не замечая нужд ближних, а потому идите в то место, где «будет плач и скрежет зубов» (Лк.13;28).
Повествование о Страшном Суде и о посмертной участи людей, относятся, прежде всего, к каждому из нас и напоминают нам, что через ближнего своего, мы можем встретить Господа, когда проявляем к нему любовь, понимая, что он является творением Божиим, и также как и каждый из нас нуждается в помощи. Действенная любовь к ближнему, является залогом благого ответа в наш адрес Праведного Судии на Страшном Суде.
Многие из нас участвуют в Таинствах Церкви, и это хорошо, многие любят посещать храм, участвовать в богослужениях, но все это, к большому сожалению, может оказаться напрасным, не наполненным смыслом, если ко всему этому мы будем относиться, как к некой формальности. Так поступали фарисеи и книжники во времена земной жизни Господа, которые соблюдали «букву закона», тщательно соблюдая ее, не нарушая ни одного постановления и правила, как это делал один из героев притчи О мытаре и фарисее. Он исполнял Закон, соблюдая его в той мере, в какой он был предписан к исполнению, но не было в исполнении закона участия его души, не было в нем любви, а потому такое исполнение Закона явилось, по словам апостола Павла, медью звенящей и кимвалом звучащим (1 Кор. 13;1). Потому Господь Иисус Христос и обличал фарисеев и укорял их за их жестокосердие и высокое самомнение. Господь приводил им в пример язычников, исцеляя их в субботу, показывая тем самым, что и язычники являются образом Божиим, людьми, которые нуждаются в милосердии и помощи.
К каждому из нас, братья и сестры, обращены слова сегодняшнего евангельского повествования, через которое надо понимать, что Иисус Христос соединил Себя с каждым из людей. Он сказал: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25;35). Он не сказал о нуждах людей абстрактно, но сказал, что Он алкал, жаждал, нуждался…Этими словами Господь подчеркивает значение каждого конкретного человека в нашей жизни, который нуждается в помощи, к которому мы должны явить свою любовь, проявить милосердие и сделать доброе дело. Все это должно быть в нас не формально, потому что такое исполнение не оправдает нас на Страшном Суде, но проявлять любовь к ближнему мы должны таким образом, как бы проявили ее к себе, потому что Господь заповедовал нам, сказав: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот, первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12;30-31). Таким образом, мы сможем исполнить заповедь Божию, которая поможет нам предстать пред нашим Судией и Создателем в любви и милосердии. Тогда Страшный Суд станет для нас не только судом, но и оправданием нашей жизни и наших дел. Аминь».