«Наш ближний тот, кто нуждается в нашей помощи»

28 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 27 ноября, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме города Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Сегодня за богослужением Святая Церковь предложила нам евангельское повествование, в котором содержится притча О милосердном самарянине.

Это повествование многим из нас хорошо известно. Эта притча на протяжение многих веков не теряет своей актуальности. Напротив, с каждым годом она становится нам более понятной и близкой, потому что с каждым годом приближается то время, о котором евангелист Матфей писал: «во многих охладеет любовь» (Мф. 24;12). Действительно, сегодня мы наблюдаем как в обществе, во взаимоотношениях между людьми оскудевает любовь.

Наблюдая за историческими процессами, происходящими в мире можно заметить это оскудение из века в век, от десятилетия к десятилетию… Мы знаем на примере истории нашего Отечества, что в XX веке богоборческая власть разделяла люде на «своих» и «чужих», когда христиан притесняли и уничтожали, когда пытались уничтожить Церковь Божию. Все это наложило отпечаток на образ мышления, на действия наших современников, даже тех, кто сегодня посещают храм. Даже внутри приходов можно наблюдать тенденцию к разделению между людьми по тому или иному признаку. Зная это, мы должны внимательно и вдумчиво вникнуть в смысл притчи О милосердном самарянине, смысл которой очень глубок и не всегда заметен при ее поверхностном восприятии.

Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает нам о том, как один из образованных иудеев, законник, пришел ко Господу чтобы искушать Его определенного рода вопросами. Он подошел к Спасителю не для того, чтобы почерпнуть какие-либо знания, а с намерением показать свое превосходство над Сыном плотника, которого он видел в Иисусе Христе. Законник задает Господу вопрос о том какая из заповедей в Законе является наибольшей. И, Господь никаким образом не подчеркивая Свое всеведение, в простоте сердца отвечает иудею просто и доступно, подводя его к выводу, что наибольшая заповедь призывает к любви к Богу, а вторая, подобная ей, призывает возлюбить ближнего своего. Эти заповеди, которые были открыты еще в Ветхом Завете.

Господь, как Сердцеведец знал, что задающий вопрос законник, смутился, получив простой и доступный ответ Спасителя. Вопрошающий был в некоторой степени посрамлен перед теми людьми, которые слышали его разговор с Иисусом Христом. Иудей наверняка ожидал каких-то рассуждений и иного ответа от Спасителя, но Господь дал четкий и ясный ответ, который смутил искушающего Его собеседника. Тогда иудей, желая оправдать себя, спросил: «а кто мой ближний?» (Лк. 10;29), полагая при этом, что ближний его есть подобный ему иудей, который исповедует ту же веру, что и он сам, но никто более. Господь, понимая это заблуждение, отвечает на вопрос тем, что рассказывает притчу о том, как некий путник идя из Иерусалима в Иерехон, подвергся нападению разбойников и сильно пострадал. И, как мы знаем, мимо этого несчастного прошел священник, человек, которого особо почитали в иудейском обществе. Прошел мимо несчастного и левит, человек более низкого чина священнослужения. И лишь самарянин оказал внимание и помощь тяжело раненому путнику.

Можно себе представить, какие чувства испытал побитый разбойниками человек, видя мимо проходящего священника, который не оказал ему никакой помощи. Наверняка несчастный молился Богу в надежде на то, что Он не оставит его, но тем не менее, тот, кто призван возвещать слово Божие, тот, кто призван сохранять заповеди Божии и подавать тем самым пример для других — священник, как раз таки остался равнодушен к беде несчастного. Также поступил и левит, следующий за ветхозаветным священником. Какое чувство горести, можно предположить, вызвало это в душе несчастного, лежащего вдоль дороги.

И, вдруг, мимо человека попавшегося разбойникам, шел самарянин. Из истории нам известно, что иудеи не имели общения с самарянами. Они были непримиримыми врагами и не общались между собой. Вероятно, по этой причине несчастный уже и не надеялся на то, что идущий мимо человек подойдет к нему. Но, самарянин сжалился над раненым, подошел и оказал необходимую помощь. Более того, он доставил больного в гостиницу, попросил гостиничного позаботиться о несчастном и даже сказал, что если будет необходимым, он заплатит еще за содержание раненого.

Окончив рассказ, Спаситель спросил законника: «кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10;36). Можно только представить себе, каково было смущение иудея, который понимал как ему следует ответить на этот вопрос по велению души, но видя окружавших его и Господа иудеев, ему было очень сложно ответить на вопрошание Иисуса Христа. Если он признает ближним раненого иудея самарянина, то окружавшие его единоверцы предадут его позору. Тем не менее, преодолевая свое смущение, законник отвечает, что ближним для впавшего в разбойники стал самарянин. Тогда Господь ответил ему: «иди, и ты поступай так же» (Лк. 10;37). И эти слова, братья и сестры, относятся не только к услышавшему их иудею, но эти слова также относятся ко всем членам Церкви Христовой. Этими словами Господь сказал, чтоб ближним является любой человек, не зависимо от того какую религию он исповедует. Господь сказал, что для нас любой человек является нашим ближним, если он нуждается в нашем попечении, в нашей помощи и заботе.

Вот о чем сказал Господь, обращаясь к законнику, обращаясь к Своей Церкви, ко всем нам. И иудей, который сказал о том, что ближним для его единоверца является самарянин, тем самым впервые исповедовал принцип христианства, впервые исповедовал Новый Завет, тем самым признав Иисуса Христа Господом. Ветхозаветный законник произнес слова, которые подтвердил Спаситель.


Я еще раз хочу повторить, что слова «иди, и ты поступай так же» (Лк. 10;37), обращены и к нам с вами, братья и сестры. Мы должны проявлять внимание к ближним не только в таком крайнем положении, которое приведено в притче О милосердном самарянине, но вокруг нас много людей,которые нуждаются в нашем добром слове, в утешении, в заботе во время болезни, чтобы подкрепить человека в тяжелых обстоятельствах. Мы все это понимаем, но часто не оказываем помощь на деле. А Господь нас призывает к милосердию. Это призыв Спасителя нашего Иисуса Христа, обращенный к нам с вами, братья и сестры. Мы должны помнить об этом. Призыв Божий должен всегда звучать в нашем сознании, мы должны воспринять его нашим разумом, душой, сердцем. Без деятельной любви, как говорит Священное Писание: «невозможно угодить Богу» (Евр. 11;6).

Будем внимательно относиться к словам Спасителя. Пусть чтение и слушание Священного Писания станет для нас не просто знанием, но пусть слова Господа проникают в наши сердца, чтобы и мы шли и поступали так же, как поступил милосердный самарянин, которого Господь привел в пример, похвалив его, тем самым и нам с вами указав путь, которым мы должны идти, если хотим стать достойными чадами Царства Небесного, Царства Христова. Аминь».