Архиерейское богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

30 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в храме святителя Спиридона, епископа Тримифунтского города Перми.

По завершении богослужения в своей проповеди Архипастырь отметил:

«Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей о самаряныне, и называется так по теме евангельского повествования, которое читается за богослужением в этот день.

Господь, путешествуя со Своими учениками, остановился в Самарии у колодца, в знойный полдень, чтобы испить воды. Его ученики ушли в близлежащие селение для пополнения продовольственных припасов. В это время подошла к колодцу местная жительница.

Хочу сказать, что селение, где произошла эта история сохранилось, сохранился и колодец. Сегодня это почитаемое место паломничества для самарян, иудеев и христиан всего мира.

Господь первый начал разговор с самарянкой. Он рассказал ей и о ее жизни, и о том, сколько мужей у нее было.  Но, главное, Он сказал ей и в лице ее — всему миру, что поклоняться Богу должно в духе и истине. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4;29).

Как поклоняемся Богу мы? Понаблюдайте: каждый из нас, совершая молитву часто умом своим находится в другом месте — не заключает разум в словах общения с Богом, а думает о чем-то ином, о чем-то своем.

Настоящая молитва возможна только тогда, когда душа устремлена к Богу, когда человек посещает храм не по причине того, что настал воскресный день, а по той причине, что не может жить без того, чтобы не прийти в храм, не может жить без Причастия, не может жить без общения с Господом, без чувства, что душа его испытала облегчение.

Вот в чем заключается смысл слов Господа нашего Иисуса Христа: «поклоняться… в духе и истине». В этом — начало духовной жизни, в этом самое существо христианства, а не в исполнении лишь внешних обрядов — освящении куличей, яиц и т. д. Чтобы быть христианином, необходимо иметь любовь к ближним и поклоняться Богу в духе и истине.

«Что есть истина?» — вопрошал Пилат (Ин. 18;38). Евангелие содержит в себе ответ на этот вопрос: Христос есть Истина. И эта Истина наставляет нас на всякую правду и оживотворяет нас. Господь говорит всего несколько слов о поклонении Богу: «в духе и истине», но, еще раз подчеркиваю, в этих словах заключен смысл христианской веры, к которой мы все стремимся и должны стремиться всегда.

Поклонение в духе — это стремление нашей души приблизиться к Источнику света — Господу и Спасителю. Если нет этого стремления, если нет этого горения, если нет желания души нашей чаще приближаться ко Господу, значит, мы не понимаем, что есть подлинная христианская жизнь, значит мы не находим в своей душе благодатный ответ Господа, Который подает силы, крепость и разум каждому верующему в Него и призывающему Его.

Сегодняшнее евангельское повествование кратко го­ворит нам о том, что мы должны, очистив душу свою, устре­миться ко Господу — как к Истине, которая всегда жива, и ничто не может ее запятнать, ибо Истина — это Господь Жизнодавец, Христос наш. Аминь».